Центр международных программ |
26 декабря в Большом зале администрации Губернатора Красноярского края прошел IV Сибирский антикоррупционный форум с международным участием "Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования". Форум посвящен прошедшему Всемирному Дню борьбы с коррупцией.
В выступлениях докладчиков на пленарном заседании звучало, что лицензирование и аккредитация высших учебных заведений имеют признаки коррупции, потому что проверяющие инстанции по своим инструкциям всегда могут лишить прав на ведение образовательной деятельности любой университет или вуз. Поэтому нередко при неудовлетворительных результатах проверок деятельности вузов их руководители неформально договариваются с проверяющими о том, чтобы результаты этих проверок стали удовлетворительными. И вряд ли такие договорённости не сопровождаются передачей проверяющим тем или иным образом нелегальных денежных средств.
Доказать факты таких взяток трудно в силу полной конфиденциальности соответствующих действий обеих сторон, но выполнимо.
В современной российской высшей школе распространено обучение за взятки, которые даются студентами преподавателям за получение зачётов и экзаменов, за сдачу курсовых и дипломных работ. Такие взятки позволяют улучшить благосостояние, как преподавателей, так и студентов, решающих свои проблемы такими способами, имеющими возможности по окончании вузов получить выгодные должности в тех или иных организациях.
Предлагаются методы противодействия взяточничеству в вузах
Метод |
Особенности и ограничения применения |
|
Проверка рекомендаций и биографии кандидата при приеме на работу |
В ряде случаев информация бывает недостоверна или носит субъективный характер. Следует ориентироваться не только на рекомендации, указанные соискателем, но и на контакты с его бывшими руководителями, сослуживцами. |
|
Создание корпоративного кодекса, включающего правила корпоративной этики |
Само по себе наличие корпоративного кодекса не влияет на коррупцию, действует только в условиях сильной корпоративной культуры, накладывающей табу на взятки (может также включать обязанность сообщать о предложении взятки). Для того чтобы кодекс не оставался формальностью, необходимо контролировать выполнение этих правил. |
|
Провокации взяток |
Специально подготовленный сотрудник (под видом, например, студента заочной формы обучения) предлагает взятку. В случае согласия взяточника увольняют, уведомляя остальных, что подобные проверки будут проводиться постоянно. |
|
Осведомительство |
Использование услуг добровольных осведомителей. Создает негативный психологический климат. |
|
Создание телефона доверия |
Вывешивается объявление с предложением сообщить о случаях вымогательства взяток. Информация нуждается в дополнительной проверке, поскольку высок процент ложной информации. |
|
Сбор сведений в Интернет |
Студенты часто обмениваются данными о взятках на различных сайтах и форумах. Такие данные являются лишь поводом для дополнительной проверки, поскольку высока вероятность их ложности. |
|
Прослушка, видеозапись, контроль переписки |
Сложность в том, что данные меры незаконны. Однако, например, видеонаблюдение может быть обосновано соображениями безопасности. Создает негативный психологический климат. |
|
«Образцовое» наказание |
Увольнение одного провинившегося сотрудника, с целью напугать остальных. Действует недолго. Создает слишком много шума. |
|
Повышение уровня заработной платы |
При достаточно высоком уровне заработной платы риск ее потери перевешивает выгоды от взяток. |
|
Анализ уровня жизни |
Явное несоответствие уровня потребления получаемому заработку является сигналом. Однако он во многих случаях недостоверен. |
|
Регламентные методы
Метод |
Особенности применения |
|
Прием экзаменов в присутствии контролера |
В качестве контролера может выступать специалист, разбирающийся в предмете, с хорошей репутацией, возможно, заведующий кафедрой. Неэффективно в качестве третьего лица назначать человека, с которым экзаменатор находится в неформальных отношениях. |
|
Разделение функций проведения занятий и приема экзаменов |
В условиях, когда одно лицо проводит занятия, а другое принимает экзамен, снижается время для изучения ситуации и предложения взятки. Однако требуется полная регламентация учебных курсов, проведение экзамена становится затруднительным по причине ссылок на «непрочитанные разделы». |
|
Возможность доступа к экзаменационным работам |
При обязательной письменной форме проведения экзамена возможна проверка результатов заведующим кафедрой. Однако могут иметь место всевозможные обоснования отсутствия или несоответствия письменной работы. |
|
Перемещение сотрудника между факультетами |
На распространение информации о том, что сотрудник берет взятки, требуется время. Эта мера снижает предложение взяток и не позволяет создать отлаженную структуру «подношений». |
|
Использование системы централизованного тестирования |
В данном случае механизм приема экзамена полностью автоматизирован. Требуется большая и грамотно составленная база тестов и наличие достаточного количества оборудованных терминальных классов. |
|
Дистанционное образование |
В данном случае отсутствует возможность установления неформальных отношений и передача взятки затруднена. |
|