Александер Ф. Психосоматическая медицина
1. Психологические факторы, влияющие на физиологические процессы, должны подвергаться настолько же подробному и тщательному изучению, как это принято при исследовании физиологических процессов.
2. Психологические процессы в своей основе не отличаются от других процессов, имеющих место в организме. Они в то же время являются физиологическими процессами и отличаются от остальных телесных процессов только тем, что воспринимаются субъективно и могут быть переданы вербально окружающим.
3. Каждый телесный процесс прямо или косвенно подвержен влиянию психологических стимулов, поскольку организм в целом представляет собой единицу, все части которой взаимосвязаны между собой.
4. Прогресс в любой области требует переориентации и введения новых принципов.
5.терапевтический успех медика в современной практике во многом обязан существованию некой эмоциональной связи между врачом и больным.Без этой связи ни одна терапия не была бы эффективной.
6.Тело и его функции могут быть поняты в терминах физической химии в том
смысле, что живые организмы являются физико-химическими механизмами, и идеал врача заключается в том, чтобы стать инженером человеческого тела.
7.Теория Вирхова: не существует болезней вообще, бывают только болезни органов и клеток.
8.Отдельные анатомические изменения сами по себе могут быть результатом более общих нарушений, возникающих вследствие чрезмерного напряжения или, к примеру,эмоциональных факторов.
9.«Болезнь теперь стала означать не то, что происходит с человеком в целом, а то, что случается с его органами... Таким образом, естественная и изначальная миссия врача, подход к болезни как к целому, заменяется не в пример более скромной задачей локализации и идентификации заболевания и сопоставления его с определенной группой диагнозов... Эта неизбежная объективизация и формализация терапии в XIX столетии дошла до крайности — между врачом и пациентом встал некто третий — прибор, механизм. Для постановки диагноза все реже и реже нужен был проницательный и способный к синтезу глаз прирожденного врача...» Стефан Цвейг
10.«Дело в том, что все органы и системы в человеке анализируются по отдельности; значение этого метода огромно, но никто не обязан использовать лишь этот метод. Что же объединяет наши органы и функции и удерживает их в гармонии? И что может сказать медицина о поверхностном разделении «мозга» и «тела»?» Алан Грегг
11. Сложность психиатрии состоит в том, что ее заболевания нельзя описать привычной для медицины терминологией.
12.многие выдающиеся психиатры того конца ХIX века были в первую
очередь нейроанатомами и лишь во вторую —линицистами.
13.попытки связать мозг с психикой, а психиатрию — с физиологией и анатомией мозга до настоящего остаются утопией.
14. попытки связать мозг с психикой, а
психиатрию — с физиологией и анатомией мозга остаются утопией и до настоящего времени.
15. В этиологии существует общепринятая классическая модель: синдром заболевания возникает вследствие нарушения функционирования какого-либо органа, что в свою очередь является результатом повреждения клеточных структур, которое может быть выявлено на микроскопическом уровне.
16. Открытие Эрлихом Сальварсана в качестве реальной причинной терапии
стало удовлетворять всем требованиям современной медицинской философии. Оно было направлена на устранение установленной специфической причины заболевания, на патогенный микроорганизм.
17. Зигмунд Фрейд первым последовательно применил постулат о строгомьдетерминизме психологических процессов и установил основной динамический принцип психологической причинности.Он установил, что человеческое поведение в значительной мере определяется
неосознанными мотивациями, и разработал метод перевода неосознанных мотиваций на сознательный уровень, он первым смог продемонстрировать генез психопатологических процессов.
18. организм — единое целое, и функционирование его частей может быть понято только с точки зрения системы в целом.
19. организм является в высшей степени взаимосвязанным единым целым, что на него невозможно не обратить внимания.
20. разум — это выражение общей реакции в отличие от частной
реакции, тогда каждому живому организму должны быть свойственны ментальные, то есть общие, типы реакции...
разум во всей его безграничной сложности, — это высший тип реакции на живой организм, исторически имеющий тот же возраст, что и наиболее привычные нам телесные типы реакций...
21. личность выражает собой единство организма.Но понимает себя только с точки зрения своей функции и цели, полное понимание синтетической единицы, которую мы называем телом, возможно лишь с позиций личности, нужды которой удовлетворяются в конечном счете всеми частями тела в их четком взаимодействии.
22. «психоанализ» его историческое значение заключается не в
аналитическом, а в синтетическом подходе.
23. Гештальт-психологию Келера, Вертгеймера и Коффки можно рассматривать именно как противодействие партикуляристской аналитической ориентации.
24.Целое неэквивалентно сумме всех его частей и система в целом не может быть понята путем изучения отдельных ее элементов;
25.Части могут быть полностью поняты, только когда ясен смысл целого.
26.Реакции центральной нервной системы в психологии являются субъективным отражением физиологических процессов.
27.жизнь в целом состоит в выполнении произвольных движений, направленных на реализацию мыслей и желаний и на удовлетворение субъективных ощущений, таких, как жажда или голод.
28.психологические ситуации могут быть поняты только с точки зрения психологии, как общая реакция организма на окружающий мир.
29.Фрейд ввел понятие «конверсионная истерия», когда
соматические симптомы развиваются в качестве реакции на хронические эмоциональные конфликты.
30.когда эмоция не может быть выражена и снята через нормальные каналы с помощью произвольной активности, она может стать источником хронических психических и соматических нарушений.
31.Конверсионный симптом — это символическое выражение
эмоционально заряженного психологического содержания:попытка разрядить
эмоциональное напряжение.
32.Вегетативный невроз — это не только попытка выразить эмоцию, но еще и физиологическая реакция внутренних органов на постоянные или периодически возникающие эмоциональные состояния.
33.«психогенное органическое расстройство». Это расстройство развивающиеся в два этапа: первый — функциональное расстройство внутреннего органа, причиняемое хроническим эмоциональным расстройством; и второй — хроническое функциональное расстройство, постепенно ведущее к изменениям ткани и к необратимому заболеванию органического характера.
34.многие хронические расстройства вызываются прежде всего не
внешними, механическими или химическими факторами или микроорганизмами, а скорее продолжительным функциональным стрессом, возникающим в повседневной жизни индивида в процессе его борьбы за существование.
35.конкретные эмоциональные конфликты обладают специфичностью и соответственно склонны воздействовать на определенные внутренние органы.
36.Детальное понимание взаимосвязи между эмоциональной жизнью и соматическими процессами существенно расширяет возможности
врача: лечение тела и забота о психике больного могут быть объединены в единое целое в процессе терапии. В этом и есть настоящий смысл «психосоматической медицины».
37.психоаналитическая терапия имеет аналитическое направление тогда как ее цели скорее являются синтетическими и направлены на увеличение интегративных способностей эго.
38.Психосоматика-одновременное и согласованное использование соматических — то есть физиологических, анатомических, фармакологических, хирургических и диетических — методов и понятий, с одной стороны, и психологических методов и понятий — с другой.
39.Теоретически любое заболевание является психосоматическим, поскольку эмоциональные факторы через нервные и гуморальные пути оказывают влияние на все телесные процессы.
40.психосоматический подход требует подробного и точного
описания психологических процессов, а также точного наблюдения взаимосвязанных с ними физиологических процессов.
41.историю жизни каждого человека можно рассматривать как сложный психосоматический процесс, как целенаправленное произвольное поведение, осуществляемое под руководством определенных психологических воздействий (мотиваций).
42.симпатическая нервная система участвует в подготовке организма к борьбе и бегству,воздействуя на вегетативные процессы так, чтобы они были максимально полезны в экстремальной ситуации.
43.парасимпатическое доминирование уводит индивида от
внешних проблем в простое вегетативное существование, тогда как при симпатической стимуляции он бросает мирные функции строительства и роста, целиком направляя внимание на противостояние внешним проблемам.
44.первая эмоциональная группа: подготовка к борьбе или бегству в экстремальной ситуации.
45.Вторая эмоциональная группа невротиков реагирует на необходимость жесткого самоутверждения эмоциональным уходом от действия в зависимое состояние. Вместо противостояния опасности их первый импульс — обратиться за помощью, то есть так, как они поступали,будучи беспомощными детьми.
46.Каждый невроз в определенной степени состоит в уходе от действия, в замене действия аутопластическими процессами(Фрейд).
47.При психоневрозах без физических симптомов моторная активность заменяется психологической, действием в фантазии вместо реальности.
48.функции нервной системы— контроль внешних взаимоотношений.
49.каждое невротическое расстройство вегетативной функции состоит в нарушении разделения труда внутри нервной системы.
50.физиологические реакции на эмоциональные стимулы, как нормальные, так и патологические, зависят от природы эмоционального состояния.
51.психологическое содержание вместе с динамической конфигурацией побудительных сил определяет физиологические функции, которые будут активированы или заторможены.
52.распространенность определенных болезней у лиц с определенным физическим или психическим складом.
53.определенные расстройства вегетативных функций скорее связаны со специфическими эмоциональными состояниями, чем с внешними личностными
паттернами, описанными в профилях личности.
54.участие двух отделов вегетативной нервной системы в формировании различных симптомов не может быть полностью изолированным, так как,хотя их воздействие и антагонистично, они сотрудничают в регуляции каждой вегетативной
функции.
55.увеличение секреции кортикального гормона зависит от предваряющей его активности передней доли гипофиза, которая в свою очередь предварительно стимулируется адреналином, выделяемым мозговым веществом надпочечников.
56.конечный результат возбуждения гипоталамуса при стрессе представляет собой прямое воздействие со стороны адренокортикальных, тиреоидных и Других гормонов на клеточный обмен веществ.
57. Полемика по поводу специфичности психодинамических факторов, действующих при
вегетативных расстройствах, осложнена тем, что во всех этих расстройствах присутствуют такие важные психологические факторы, как тревожность, вытесненные враждебные и эротические импульсы, фрустрация, стремление к зависимости, чувства неполноценности и вины.
58. Специфично не наличие какого-либо или нескольких из этих психологических
факторов, а та динамическая конфигурация, в которой они проявляются
3 импульсивный человек, исполненный враждебности и чувства вины, будет
предрасположен к несчастным случаям. Его действия безрассудны, и в то же время он
склонен также к самонаказанию и страданию. Он неосмотрителен и вместе с тем стремится
расплачиваться физическими травмами за свою агрессивность.
59. определенные расстройства вегетативных функций скорее связаны со
специфическими эмоциональными состояниями, чем с внешними личностными
паттернами, описанными в профилях личности.
60 Какие бы корреляции ни обнаруживались между типом личности и соматической болезнью, их статистическая достоверность является относительной, и зачастую они случайны.
61.механизмы поддержания гомеостатичес-кого равновесия могут гиперкомпенсировать в противоположном направлении первоначальный сдвиг симпатической или парасимпатической стимуляции.
62.при хронических состояниях значение нейрогенных механизмов снижается, и на передний план выходит гормональная регуляция.
63.воздействие любого неспецифического вредного раздражителя достаточной интенсивности приводит к
высвобождению в тканях продуктов распада и к развитию первой стадии синдрома —
«реакции тревоги».
64.организм реагирует на самые разнообразные стрессы физиологическими защитными механизмами, которые по существу зависят от целостности коркового вещества надпочечника, и что избыточная активность этой железы ответственна за болезни адаптации.
65.нервные механизмы имеют первостепенное значение в критических ситуациях, тогда как при хроническом стрессе в общей картине постепенно
начинают преобладать гуморальные реакции.
66.Каждый раз, когда жадности, ревности, зависти и стремления к защищенности, не имеют возможности быть выраженными с помощью произвольного поведения, они создают остаточное напряжение и могут тем самым оказывать хроническое негативное влияние (через вегетативные нервные пути) на различные фазы пищеварительного процесса.
67.принятие пищи должно приносить удовлетворение, осознание вины может так расстроить аппетит, что пациент не сможет разрешать себе получение удовольствия от насыщения.
68. При психогенной булимии сильный голод не является выражением возросшей потребности организма в пище; еда становится замещающим удовлетворением фрустрирован-ных эмоциональных потребностей, не имеющих ничего общего с процессом питания.
69.Сильная жажда любви и агрессивные тенденции к инкорпорации, или обладанию, формируют бессознательную основу для патологически чрезмерного аппетита.
70.булимия — это лишь один симптом в картине невротического расстройства личности в целом.
71.Неврогенная рвота является выражением чувства вины, вызванного этими
желаниями.
72. Симптомы могут не поддаваться никакой лекарственной терапии до тех пор, пока больной подвергается стрессу повседневной жизни.
73.Язвенного больного характеризует не столько какой-то определенный тип личности, сколько типичная конфликтная ситуация, которая может сформироваться практически при любом складе личности.
74.Фрустрация пассивной зависимой тенденции часто провоцирует агрессивную
установку, которая отличается от орально-пассивной установки, поскольку является
орально-агрессивным импульсом.
75.