Центр международных программ |
п/п | Этапы практического занятия | Продолжительность (мин.) | Содержание этапа и оснащенность |
1 | Организация занятия | 3.00 | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся |
2 | Формулировка темы и целей | 2.00 | Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия |
3 | Контроль исходного уровня знаний и умений | 20.00 | Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос. |
4 | Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия | 10.00 | Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности) |
5 | Самостоятельная работа** обучающихся (текущий контроль):а) Курация больных стоматологического профиля;б) запись результатов обследования и лечения в мед. карту;в) разбор курируемых пациентов;г) выявление типичных ошибок | 130.00 | Работа:а) в стоматологическом кабинете;б) с историями болезни;в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, обследованию пациента, лечению заболеваний пародонта). |
6 | Итоговый контроль знаний (письменно или устно) | 10.00 | Тесты по теме, ситуационные задачи |
7 | Задание на дом (на следующее занятие) | 5.00 | Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме |
ВСЕГО | 180 |
Шинирование – один из методов лечения заболеваний пародонта, позволяющий снизить вероятность выпадения (удаления) зубов. Основное показание к шинированию в ортопедической практике – наличие патологической подвижности зубов. Шинирование желательно и для предупреждения повторного воспаления в тканях пародонта после лечения при наличии хронического пародонтита.
Протяженность и вид шины зависит от степени сохранности резервных сил зубов, пораженных пародонтитом, и функциональных соотношений антагонирующих зубов. При этом следует руководствоваться следующими правилами: сумма коэффициентов функциональной значимости зубов (по пародонтограмме) с неповрежденным пародонтом, включаемых в шину, должна в 1,5-2 раза превышать сумму коэффициентов зубов с пораженным пародонтом и быть приравнена к сумме коэффициентов зубов-антагонистов, принимающих участие в откусывании и разжевывании пищи, с учетом максимального размещения комка пищи между 3-4 зубами. В качестве шины в этом случае может быть применена единая система экваторных коронок, коронок с облицовкой (металлокерамические или металлокомпозитные), клеящиеся шины.
При хорошо выраженных буграх и альвеолярных отростках верхней челюсти показан съемный шинирующий бюгельный протез с многозвеньевым кламмером и вестибулярными отростками на передние зубы. Соединение шинирующего кламмера с базисом лабильное. В процессе изготовления этого протеза определение линии обзора проводится при наклоне модели кпереди с учетом наклона задней стенки бугра верхней челюсти. Путь наложения такого протеза сзади. В этом случае задние участки бугров будут использованы для стабилизации протеза.
При высоком своде неба и плохо выраженных буграх верхней челюсти применяют съемный шинирующий протез с литым базисом, расположенным в области передней трети твердого неба.
Плоский свод неба и плохо выраженные бугры верхней челюсти являются показанием к изготовлению съемного пластиночного протеза с системой шинирующих кламмеров и границами базиса по линии А.
В качестве шинирующих элементов возможно применение цельнолитых или спаянных коронок, многозвеньевого кламмера с вестибулярными отростками, системы кламмеров Роуча.
Необходимо отметить, что - при пародонтите вследствие изменений в нервно-рецепторном аппарате пародонта регуляция силы сокращения мышц осуществляется по искаженному типу. При второй или сочетании второй и третьей степени атрофии частичная стабилизация только в области отдельных групп зубов неэффективна. Только включение в единый блок всех оставшихся зубов позволяет равномерно перераспределить жевательное давление, падающее непосредственно на оставшиеся зубы и передающееся с тела протезов. В конструкциях шин-протезов должно быть предусмотрено нивелирование всех факторов, ведущих к перегрузке как опорных зубов, так и зубов-антагонистов.
Регулировать передачу жевательного давления с промежуточной части шины-протеза можно путем увеличения числа опорных зубов, выравнивая углы наклона коронковой части опорных зубов, уменьшая ширину искусственных зубов, меняя конструктивные особенности кламмеров и увеличивая базис протеза. Нивелировка функциональных возможностей между зубными рядами верхней и нижней челюстей может быть достигнута путем обоснованного применения съемных и несъемных шин-протезов.
При выборе конструкций шин следует исходить из функциональной ценности каждого зуба и функциональных соотношений зубных рядов верхней и нижней челюстей в целом и на отдельных участках функционально ориентированных групп зубов, которые сложатся после протезирования и шинирования. Это положение диктуется тем, что в процессе откусывания и разжевывания пищи давление одновременно передается на опорные зубы верхней и нижней челюстей. Естественно, там, где меньше площадь опоры, на которую передается это давление, удельное давление на ткани пародонта будет большим и шина не окажет должного лечебного эффекта.
При планировании конструкции шинирующего протеза необходимо:
Регулировать передачу жевательного давления с промежуточной части шины-протеза можно путем увеличения числа опорных зубов, выравнивая углы наклона коронковой части опорных зубов, уменьшая площадь жевательной поверхности искусственных зубов, меняя конструктивные особенности кламмеров и увеличивая площадь базиса протеза. Нивелирование функциональных возможностей между зубными рядами верхней и нижней челюстей может быть достигнуто путем обоснованного применения съемных и несъемных шин-протезов.
Топография и величина дефекта зубных рядов наряду с состоянием пародонта зубов, граничащих с дефектом, и всех оставшихся зубов, определяют характер стабилизации и вид шины-протеза.
При легкой степени происходит незначительное снижение резервных сил зубного ряда. Шинирование при таком состоянии зубочелюстной системы не показано. Рекомендуется местное и общеукрепляющее лечение, а также избирательное пришлифовывание зубов (по показаниям).
При атрофии более 1/2 длины стенки лунки зуба уменьшаются резервные силы, увеличивается патологическая подвижность зубов. В этом случае перед ортопедическим лечением стоят следующие задачи:
1) добиться перераспределения жевательного давления, приходящегося на отдельные зубы, на весь зубной ряд;
2) объединить в блок все зубы каждой челюсти;
3) устранить патологическую подвижность;
4) предупредить смещение зубов.
Необходимо соблюдать следующее условие: несъемная шина не должна перегружать антагонирующие зубы.
В зависимости от локализации шины различают следующие виды стабилизации: фронтальную, сагиттальную, фронтосагиттальную, парасагиттальную, стабилизацию по дуге.
Виды стабилизации зубного ряда: а - фронтальная; б - сагиттальная; в - фронтосагиттальная; г - парасагиттальная; д - стабилизация по дуге.
Вид стабилизации зубного ряда, т.е. протяженность шины, определяется на основании клинической ситуации и анализа пародонтограммы.
Протяженность и вид шины зависят от степени сохранности резервных сил зубов, пораженных пародонтитом, и функциональных соотношений антагонирующих пар зубов. При этом следует руководствоваться следующими правилами: сумма коэффициентов функциональной значимости зубов (по пародонтограмме) с неповрежденным пародонтом, включаемых в шину, должна в 1,5-2 раза превышать сумму коэффициентов зубов с пораженным пародонтом и быть равна 1/2 суммы коэффициентов зубов-антагонистов, принимающих участие в откусывании и разжевывании пищи. В качестве шины в этом случае может быть применена единая система экваторных коронок, коронок с облицовкой (металлокерамические или металлокомпозитные), клеящиеся шины, цельнолитые съемные шины и др. В случае если очаговый (локализованный) пародонтит распространяется на всю функционально ориентированную группу зубов (переднюю, боковую) и у этих зубов нет резервных сил (атрофия достигла 1/2 длины стенки лунки и более), необходимо переходить на смешанный вид стабилизации. Для группы жевательных зубов наиболее целесообразен парасагиттальный вид стабилизации, для группы передних зубов - фронтальная стабилизация или стабилизация по дуге.
Показаниями для применения парасагиттальной стабилизации и съемных видов шин служат случаи поражения пародонта дистально расположенных зубов как при интактных зубных рядах, так и при дефектах в них. При интактных зубных рядах и очаговом пародонтите II и III степени в группе передних зубов верхней челюсти эффективным способом, уменьшающим подвижность зубов, является применение эндодонто-эндооссальных имплантатов, введенных в костную ткань периапикальной зоны через канал зуба. Такой вид шинирования позволяет укрепить зубы с подвижностью II-III степени.
Больных с заболеваниями пародонта и нарушением непрерывности зубных рядов следует разделить на две группы: к первой относят больных с включенными, а ко второй - с односторонними или двусторонними концевыми дефектами.
При расположении дефекта во фронтальном отделе зубного ряда протезирование осуществляется с помощью мостовидных протезов, фиксированных на коронках.
При большом дефекте во фронтальном отделе оставшиеся боковые зубы шинируют несъемными шинами, а дефект замещают съемным протезом.
При малых и средних односторонних и двусторонних включенных боковых дефектах цитирование осуществляется мостовидными протезами, укрепленными на коронках с учетом функциональных возможностей опорных зубов. Края коронок не должны заходить под десну, оставляя открытым десневой карман для медикаментозной и хирургической терапии.
При больших включенных дефектах и значительном поражении пародонта использование одиночных зубов для фиксации кламмеров бюгельных протезов недопустимо, так как еще более усилит их перегрузку.
При большой подвижности зубов в конструкцию бюгельного протеза необходимо включать дополнительные элементы в виде: непрерывных многозвеньевых кламмеров, перекидных кламмеров (Джексона), двойных (по Бонвилю), когтевидных отростков, амортизаторов жевательного давления. Назначение амортизатора - уменьшить или полностью снять вертикальные, горизонтальные и опрокидывающие компоненты жевательного давления, передающиеся с седловидной части протеза на опорные зубы. Чем длиннее рессорные ответвления и выше модуль упругости сплава, тем значительнее величина амортизирующего момента. Амортизатором нагрузки может быть рессорное ответвление от плеча кламмера к каркасу базиса. Своеобразной рессорой, или амортизатором нагрузки, может являться дуга шинирующего протеза.
Применяют сочетанные виды шин - несъемные протезы, фиксируемые на группе передних зубов и премоляров, и бюгельный протез, замещающий группу моляров. Несъемную и съемную части можно соединить с помощью различных бескламмерных систем фиксации (аттачмены, телескопы и др.).
Биомеханические основы шинирования дают представление о влиянии различных элементов шинирующих приспособлений на структурно-функциональные взаимоотношения зубов и окружающих тканей, включая их влияние на пространственное смещение зубов и кровообращение в тканях пародонта, характер деформации тканей этого комплекса, а также функциональную значимость различных видов шин в нормализации кровообращения, трофики тканей, обменных процессов.
При анализе показателей напряжений в периодонте в норме и при резорбции стенок альвеол автор установил, что напряжения возрастают не пропорционально уменьшению площади периодонта, а по гиперболическому закону. Так, при атрофии альвеолы на 1/3, 1/2, 2/3 функциональные возможности периодонта зубов уменьшаются соответственно на 36, 75, 89 %.
Пространственное смещение зубов при действии силы жевательного давления под углом к продольной оси в норме и при резорбции стенок альвеол в 1/4 и 1/2 длины корня зуба с помощью математического моделирования изучал В.Н. Копейкин (1979). Автор пришел к выводу, что направленная под углом к длинной оси зуба сила вызывает большую деформацию тканей, чем наклон зуба при вертикально действующей нагрузке.
Анализ результатов математического моделирования распределения упругих напряжений показал, что характер распределения напряжений при наклонах более 15° приводили к опасным нагрузкам в области шейки опорных зубов. Полученные данные наглядно иллюстрируют эффективность шинирования с точки зрения снижения функциональной нагрузки на зубы, объединенные шиной.
Это в первую очередь относится к так называемым биомеханическим принципам шинирования (Гаврилов Е.И., 1968), основанным на законах биомеханики, знание которых позволяет разумно применять их на практике в соответствии с конкретной клинической картиной.
Виды шин
Появление патологической подвижности зубов свидетельствует о декомпенсированном состоянии пародонта. Поэтому шинирование лучше всего проводить на ранних стадиях болезни, когда наилучший терапевтический эффект достигается при появлении первых признаков травматической окклюзии. Шинирование обладает действенным лечебным эффектом и позволяет надолго сохранить зубные ряды. Снижение функциональной перегрузки благоприятно сказывается на трофике пародонта, способствует стиханию воспалительных процессов в десне, снижению гноетечения, улучшению жевания и самочувствия больного.
Для достижения максимального лечебного эффекта шина должна отвечать следующим требованиям:
Шины делят на съемные и несъемные.
К несъемным шинам относят следующие виды:
Кольцевая шина. Представляет собой набор спаянных металлических колец, которые, надеваясь на зубы, обеспечивают их прочную фиксацию. Конструкция может иметь индивидуальные особенности технике и материалах для изготовления. От точности подгонки зависит качество лечения. Поэтому изготовление шины проходит несколько этапов: снятие оттиска, изготовление гипсовой модели, изготовление шины и определение объема обработки зубного ряда для надежной фиксации шины.
Полукольцевая шина. Полукольцевая шина отличается от кольцевой отсутствием полного кольца с внешней стороны зубного ряда. Это позволяет добиться большей эстетичности конструкции при соблюдении технологии, схожей с созданием кольцевой шины.
Колпачковая шина. Представляет собой ряд спаянных между собой колпачков, надевающихся на зубы, покрывающих его режущую кромку и внутреннюю часть (со стороны языка). Колпачки могут быть цельнолитыми или изготавливаться из отдельных штампованных коронок, которые затем спаиваются между собой. Метод особенно хорош при наличии полных коронок, к которым и крепится вся конструкция.
Вкладочная шина. Метод напоминает предыдущий с той разницей, что вкладыш-колпачок имеет выступ, который устанавливается в углубление на верхушке зуба, что усиливает его фиксацию и всей конструкции шины в целом. Так же, как и в предыдущем случае шина крепится к полным коронкам для придания максимальной устойчивости конструкции.
Коронковая и полукоронковая шина. Полнокоронковая шина используется при хорошем состоянии десны, т.к. риск ее травматизации коронкой велик. Обычно используют металлокерамические коронки, обладающие максимальным эстетическим эффектом. При наличии атрофии альвеолярных отростков челюсти ставят экваторные коронки, которые немного не доходят до десны и позволяют проводить лечение зубодесневого кармана. Полукоронковая шина представляет собой цельнолитую конструкцию или спаянные между собой полукоронки (коронки только с внутренней стороны зуба). Такие коронки обладают максимальным эстетическим эффектом. Но шина требует виртуозного мастерства, т.к. подготовить и прикрепить такую шину достаточно сложно. Для уменьшения вероятности отслойки полукоронки от зуба рекомендуется использование штифтов, которые как бы «прибивают» коронку к зубу.
Интердентальная (межзубная) шина. Современный вариант шины по методике представляет собой соединение двух соседних зубов специальными вживляемыми вставками, которые взаимно укрепляют соседние зубы. Могут использоваться различные материалы, однако в последнее время предпочтение отдается фотополимерам, стеклоиономерному цементу, композитным материалам.
Шина Треймана, Вайгеля, Струнца, Мамлока, Когана, Бруна и др. Некоторые из этих «именных» шин уже потеряли свою актуальность, некоторые были подвергнуты модернизации.
Несъемные шины-протезы являются особой разновидностью шин. Они объединяют в себе решение двух задач: лечение заболеваний пародонта и протезирование отсутствующих зубов. Шина при этом имеет мостовидную конструкцию, где основная жевательная нагрузка приходится не на сам протез на месте отсутствующего зуба, а на опорные площадки соседних зубов. Таким образом, вариантов шинирования несъемными конструкциями довольно много, что позволяет врачу выбрать методику в зависимости от особенностей заболевания, состояния конкретного пациента многих других параметров.
Съемные шины в ортопедической стоматологии
Шинирование съемными конструкциями может применяться как при наличии цельного зубного ряда, так и при отсутствии некоторых зубов. Съемные шины обычно уменьшают подвижность зубов не во всех направлениях, но к положительным моментам относят отсутствие необходимости шлифовки или иной обработки зубов, создание хороших условий для гигиены полости рта, а также проведения лечения.
При сохранности зубных рядов используют следующие виды шин:
Шина Эльбрехта. Сплав каркаса эластичный, но достаточно прочный. Это обеспечивает защиту от подвижности зубных рядов во всех направлениях, кроме вертикального, т.е. не дает защиты при жевательной нагрузке. Именно поэтому такая шина применяется при начальных стадиях заболевания пародонта, когда умеренная жевательная нагрузка не приводит к прогрессированию заболевания. Кроме того, шина Эльбрехта используется при наличии подвижности зубов I степени (минимальная подвижность). Шина может иметь верхнее (около верхушки зуба), среднее или нижнее (прикорневое) расположение, а также шина может быть широкой. Вид крепления и ширина шины зависят от конкретной ситуации, а потому и подбирается врачом индивидуально для каждого пациента. Существует возможность учета появления искусственных зубов для изменения конструкции.
Шина Эльбрехта с т-образными кламмерами в области передних зубов. Такая конструкция позволяет добиться дополнительной фиксации зубной дуги. Однако эта конструкция годиться лишь при минимальной подвижности зубов и отсутствии выраженного воспаления пародонта, т.к. такая конструкция может вызвать дополнительное травмирование пародонта при наличии выраженных воспалительных изменений.
Съемная шина с литой каппой. Это модификация шины Эльбрехта, позволяющая снизить подвижность резцов и клыков в вертикальном (жевательном) направлении. Защита обеспечивается наличием специальных колпачков в области передних зубов, которые и снижают жевательную нагрузку на них.
Круговая шина. Она может быть обычной или с когтевидными отростками. Используется при невыраженной подвижности зубов, т.к. значительное отклонение зубов от своей оси приводит к сложностям при попытке надевания или снятия протеза. При значительном отклонении зубов от своей оси рекомендуется применение разборных конструкций.
При отсутствии некоторых зубов также могут быть использованы съемные протезы. Учитывая тот факт, что потеря зуба может провоцировать заболевания пародонта, становится необходимым решение двух задач: возмещение потерянного зуба и использование шинирования как средства профилактики заболеваний пародонта. У каждого пациента будут свои особенности заболевания, поэтому и особенности конструкции шины будут строго индивидуальными. Довольно часто допускается протезирование с временным шинированием для профилактики развития пародонтоза или иной патологии. В любом случае требуется планирование мероприятий, способствующих максимальному лечебному эффекту у данного пациента. Так, выбор конструкции шины зависит от числа отсутствующих зубов, степени деформации зубных рядов, наличия и выраженности заболеваний пародонта, возрастом, патологией и видом прикуса, гигиеной полости рта и многими другими параметрами.
В целом при отсутствии нескольких зубов и выраженной патологии пародонта предпочтение отдают съемным протезам. Конструкция протеза подбирается строго индивидуально и требует нескольких посещений врача.