Центр международных программ |
п/п | Этапы практического занятия | Продолжительность (мин.) | Содержание этапа и оснащенность |
1 | Организация занятия | 3.00 | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся |
2 | Формулировка темы и целей | 2.00 | Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия |
3 | Контроль исходного уровня знаний и умений | 20.00 | Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос. |
4 | Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия | 10.00 | Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности) |
5 | Самостоятельная работа** обучающихся (текущий контроль):а) Курация больных стоматологического профиля;б) запись результатов обследования и лечения в мед. карту;в) разбор курируемых пациентов;г) выявление типичных ошибок | 130.00 | Работа:а) в стоматологическом кабинете;б) с историями болезни;в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, обследованию пациента. |
6 | Итоговый контроль знаний (письменно или устно) | 10.00 | Тесты по теме, ситуационные задачи |
7 | Задание на дом (на следующее занятие) | 5.00 | Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме |
ВСЕГО | 180 |
Известно, что адаптация человека к зубному протезу контролируется корой головного мозга (психофизиологический уровень), и одним из определяющих здесь факторов является тип высшей нервной деятельности и пластичность нервных центров пациента.
Типы высшей нервной деятельности и свойства темперамента
Меланхолики – отмечаются сложности в привыкании к зубным протезам (слабый тип НС, преобладают процессы торможения). Так как они легкоранимы, процесс адаптации у них может осложниться отсутствием побудительных причин к привыканию. Такие больные могут больше верить "соседу", а не врачу.
Сангвиники - (сильный тип НС, уравновешенные процессы возбуждения и торможения), как правило, сотрудничают с врачом, выполняют его требования. Привыкание к зубным протезам обычно наступает быстро, без осложнений.
Флегматики - медлительные, дисциплинированные, иногда недоверчивые (сильный тип НС, уравновешенный, но инертны процессы возбуждения и торможения). Обычно хорошо переносят неудобства, связанные с адаптацией к зубным протезам. Характерная для них устойчивость настроения позволяет достаточно медленно, но благоприятно завершить период привыкания.
Холерики - (сильный тип нервной системы, неуравновешенные нервные процессы с преобладанием возбуждения). Врач должен быть конкретным в своих рекомендациях и требованиях, снисходительным в общении.
Адаптация к несъёмным конструкциям зубных протезов
Для пациента протез, внесенный в полость рта, — это сильный раздражитель рецепторов слизистой оболочки и периодонта. Благодаря способности рецепторов к адаптации значительная доля информации от раздражителя не достигает сознания и тем самым не перегружает высшие отделы ЦНС. Это объясняет сравнительно быстрое привыкание пациентов к несъемным конструкциям зубных протезов.
Адаптация к съёмным конструкциям
Во время пользования ПСПП увеличиваются количество раздражаемых рецепторов и интенсивность раздражителя. В ответ включаются высшие механизмы и возбуждение достигает сферы сознания. Быстрота выработки коркового торможения и формирование новых условно-рефлекторных связей зависит от того, насколько динамичны и уравновешенны нервные процессы пациента.
Повторная выработка торможения на другие идентичные условные раздражители происходит значительно быстрее и легче, чем в первый раз. Но следует отметить, что с возрастом затрудняется выработка условных рефлексов и наблюдается их угасание. Это связывают с ослаблением тормозного влияния коры головного мозга на подкорковые центры.
Фазы адаптации к зубному протезу (по В.Ю.Курляндскому, 1969)
Эта фаза характеризуется фиксированием внимания больного на протезе как инородном теле. Раздражение выражено в виде:
Характерные особенности этой фазы:
Характерные особенности этого периода:
Кроме того, В.Ю.Курляндский отмечает, что торможение носит обратимый характер, то есть при определенных условиях «заторможенный» раздражитель снова приобретает активность.
В.Ю.Курляндский рекомендует учитывать следующие четыре уровня адаптации:
Для оптимизации периодов адаптации больных к съемным зубным протезам, улучшения их функциональной присасываемости, фиксации и стабилизации, а также устранения болевых ощущений и лучшей регенерации травматических эрозий на слизистой оболочке рта предложены специальные гели и кремы.