Центр международных программ
 
 28
ID: 157556
Папка: 10 семестр
Тема №68. Адаптация больных к зубным протезам.
Тема №68. Адаптация больных к зубным протезам.
ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11

Редактировать |

Право на изменение методички: Черниченко Андрей Александрович

Передать право

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
Утверждено: 15 июня 2018; Протокол № 11
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический)
Значение темы (актуальность изучаемой проблемы): Пациенту, который впервые запротезировался полным съемным протезом, нужно очень доступно объяснить правила пользования его конструкцией, так как при их несоблюдении могут образовываться различные осложнения, которые могут омрачить жизнь пациенту и удлинить период адаптации к протезу.
ЗНАТЬ
Этиологию основных стоматологических заболеваний, меры по предупреждению их возникновения, методы диагностики, выявления причин и условий возникновения и развития стоматологических заболеваний
Порядок проведения профилактических медицинских осмотров, порядок диспансеризации и диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией
Методы лечения основных стоматологических заболеваний
принципы диспансерного стоматологического наблюдения, методы реабилитации больных со стоматологической патологией, методы вторичной профилактики
УМЕТЬ
Оформить медицинскую карсту стоматологического больного.
Оценить состояние тканей пародонта основными и дополнительными методами обследования.
Провести коррекцию зубного протеза
Изготовить анатомический слепок
Работать на стоматологическом оборудовании
Организовать работу стоматологического кабинета, медицинского персонала стоматологического кабинета
Выполнять требования стандартов и клинических рекомендаций при лечении стоматологических больных
Обучать пациентов гигиене полости рта, уходу за зубными протезами
Назначать пациентам современные средства гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний (зубные пасты, ополаскиватели, флоссы, щетки, ирригаторы полости рта, рем.гели)
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии на клиническом приеме и в учебном процессе
ВЛАДЕТЬ
Приемами работы стоматологическими инструментами
Оценкой результатов диагностического обследования стоматологического больного
Навыком соблюдения врачебной тайны
Приемами оформления информированного добровольного согласия пациента на диагностику и лечение
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ И ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Стоматологический кабинет №15 - Персональный компьютер
Стоматологический кабинет №15 - Стол для стерильных инструментов «Панмед»
Стоматологический кабинет №15 - Стоматологический инструментарий (комплект)
Стоматологический кабинет №15 - Ультралайт
Стоматологический кабинет №15 - Установка стоматологическая CHIRANA-PREMA c креслом
Стоматологический кабинет №15 - Установка стоматологическая SMILE с креслом КСЭМ
Стоматологический кабинет №15 - Шкаф для медикаментов и материалов
ХРОНОКАРТА
п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин.) Содержание этапа и оснащенность
1 Организация занятия 3.00 Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
2 Формулировка темы и целей 2.00 Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
3 Контроль исходного уровня знаний и умений 20.00 Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
4 Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия 10.00 Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
5 Самостоятельная работа** обучающихся (текущий контроль):а) Курация больных стоматологического профиля;б) запись результатов обследования и лечения в мед. карту;в) разбор курируемых пациентов;г) выявление типичных ошибок 130.00 Работа:а) в стоматологическом кабинете;б) с историями болезни;в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, обследованию пациента.
6 Итоговый контроль знаний (письменно или устно) 10.00 Тесты по теме, ситуационные задачи
7 Задание на дом (на следующее занятие) 5.00 Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
ВСЕГО 180
Время, отведенное на занятие: 180 мин. (4.00 час.)
Время, указанное в хронокарте: 180 мин.
АННОТАЦИЯ

Известно, что адаптация человека к зубному протезу контролируется корой головного мозга (психофизиологический уровень), и одним из определяющих здесь факторов является тип высшей нервной деятельности и пластичность нервных центров пациента.

Типы высшей нервной деятельности и свойства темперамента

Меланхолики – отмечаются сложности в привыкании к зубным протезам (слабый тип НС, преобладают процессы торможения). Так как они легкоранимы, процесс адаптации у них может осложниться отсутствием побудительных причин к привыканию. Такие больные могут больше верить "соседу", а не врачу.

Сангвиники - (сильный тип НС, уравновешенные процессы возбуждения и торможения), как правило, сотрудничают с врачом, выполняют его требования. Привыкание к зубным протезам обычно наступает быстро, без осложнений.

Флегматики - медлительные, дисциплинированные, иногда недоверчивые (сильный тип НС, уравновешенный, но инертны процессы возбуждения и торможения). Обычно хорошо переносят неудобства, связанные с адаптацией к зубным протезам. Характерная для них устойчивость настроения позволяет достаточно медленно, но благоприятно завершить период привыкания.

Холерики - (сильный тип нервной системы, неуравновешенные нервные процессы с преобладанием возбуждения). Врач должен быть конкретным в своих рекомендациях и требованиях, снисходительным в общении.

Адаптация к несъёмным конструкциям зубных протезов

Для пациента протез, внесенный в полость рта, — это сильный раздражитель рецепторов слизистой оболочки и периодонта. Благодаря способности рецепторов к адаптации значительная доля информации от раздражителя не достигает сознания и тем самым не перегружает высшие отделы ЦНС. Это объясняет сравнительно быстрое привыкание пациентов к несъемным конструкциям зубных протезов.

Адаптация к съёмным конструкциям

Во время пользования ПСПП увеличиваются количество раздражаемых рецепторов и интенсивность раздражителя. В ответ включаются высшие механизмы и возбуждение достигает сферы сознания. Быстрота выработки коркового торможения и формирование новых условно-рефлекторных связей зависит от того, насколько динамичны и уравновешенны нервные процессы пациента.

Повторная выработка торможения на другие идентичные условные раздражители происходит значительно быстрее и легче, чем в первый раз. Но следует отметить, что с возрастом затрудняется выработка условных рефлексов и наблюдается их угасание. Это связывают с ослаблением тормозного влияния коры головного мозга на подкорковые центры.

Фазы адаптации к зубному протезу (по В.Ю.Курляндскому, 1969)

  1. Фаза раздражения- наблюдается в день сдачи протеза; сюда же относят время подготовки полости рта для протезирования.

Эта фаза характеризуется фиксированием внимания больного на протезе как инородном теле. Раздражение выражено в виде:

  • повышенной саливации;
  • резко измененной дикции и фонации;
  • появления шепелявости;
  • потери или уменьшения жевательной мощности;
  • напряженного состояния губ и щек;
  • появления рвотного рефлекса.

  1. Фаза частичного торможения— наступает в период от 3-го до 7-го дня после получения протеза.

Характерные особенности этой фазы:

  1. саливация приходит к норме;
  2. дикция и фонация восстанавливаются;
  3. напряженное состояние мягких тканей исчезает;
  4. рвотный рефлекс (если он имелся) угасает;
  5. жевательная мощность начинает восстанавливаться (быстрее или медленнее в зависимости от конструкции протеза).

  1. Фаза полного торможения- наступает в период от 5-го до 33-го дня после получения протеза.

Характерные особенности этого периода:

  • пациент не ощущает протез как инородное тело, а наоборот, не может обходиться без него;
  • наблюдается полное приспособление мышечного и связочного аппарата к восстановленной (или измененной) окклюзии;
  • функциональная мощность максимально восстановлена.

Кроме того, В.Ю.Курляндский отмечает, что торможение носит обратимый характер, то есть при определенных условиях «заторможенный» раздражитель снова приобретает активность.

В.Ю.Курляндский рекомендует учитывать следующие четыре уровня адаптации:

  • психологический (установка и мотивация)
  • биофизический, в свою очередь подразделяющийся на начальную адаптацию (фаза раздражения), частичную адаптацию (фаза затухания раздражения), полную адаптацию (безусловное охранительное торможение)
  • эмоциональной адаптации
  • прогнозирования

Для оптимизации периодов адаптации больных к съемным зубным протезам, улучшения их функциональной присасываемости, фиксации и стабилизации, а также устранения болевых ощущений и лучшей регенерации травматических эрозий на слизистой оболочке рта предложены специальные гели и кремы.

ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ АННОТАЦИИ
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Правила пользования полным съемным пластиночным протезом
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
2. Механизм адаптации к ПСПП.
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
3. Динамика адаптации протеза.
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
4. Фазы адаптации к зубному протезу.
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
5. Четыре уровня адаптации.
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ С ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ
1. АДАПТАЦИЯ К ЗУБНОМУ ПРОТЕЗУ – ЭТО::
1) приспособление органов чувств и организма в целом к изменяющимся условиям существования;
2) процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций;
3) приспособление к окружающим условиям;
4) отторжение протеза, аллергия;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
2. МЕЛАНХОЛИКИ::
1) сильный тип НС, уравновешенные процессы возбуждения и торможения;
2) сильный тип НС, уравновешенный, но инертны процессы возбуждения и торможения;
3) слабый тип НС, преобладают процессы торможения;
4) сильный тип нервной системы, неуравновешенные нервные процессы с преобладанием возбуждения;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
3. ФЛЕГМАТИКИ::
1) сильный тип НС, уравновешенные процессы возбуждения и торможения;
2) сильный тип НС, уравновешенный, но инертны процессы возбуждения и торможения;
3) слабый тип НС, преобладают процессы торможения;
4) сильный тип нервной системы, неуравновешенные нервные процессы с преобладанием возбуждения;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
4. САНГВИНИКИ::
1) сильный тип НС, уравновешенные процессы возбуждения и торможения;
2) сильный тип НС, уравновешенный, но инертны процессы возбуждения и торможения;
3) слабый тип НС, преобладают процессы торможения;
4) сильный тип нервной системы, неуравновешенные нервные процессы с преобладанием возбуждения;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
5. ХОЛЕРИКИ::
1) сильный тип НС, уравновешенные процессы возбуждения и торможения;
2) сильный тип НС, уравновешенный, но инертны процессы возбуждения и торможения;
3) слабый тип НС, преобладают процессы торможения;
4) сильный тип нервной системы, неуравновешенные нервные процессы с преобладанием возбуждения;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
6. ПЕРВАЯ ФАЗА АДАПТАЦИИ ПО КУРЛЯНДСКОМУ:
1) частичного торможения;
2) полного торможения;
3) реактивности;
4) раздражения;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-8, ПК-9
Компетенции: ПК-8, ПК-9
7. ВТОРАЯ ФАЗА АДАПТАЦИИ ПО КУРЛЯНДСКОМУ:
1) частичного торможения;
2) полного торможения;
3) реактивности;
4) раздражения;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-8, ПК-9
Компетенции: ПК-8, ПК-9
8. ТРЕТЬЯ ФАЗА АДАПТАЦИИ ПО КУРЛЯНДСКОМУ:
1) частичного торможения;
2) полного торможения;
3) реактивности;
4) раздражения;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-8, ПК-9
Компетенции: ПК-8, ПК-9
9. БИОФИЗИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА ВСЕ, КРОМЕ::
1) начальную адаптацию;
2) эмоциональную адаптацию;
3) частичную адаптацию;
4) полную адаптацию;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
10. ФИКСИРУЮЩИЙ ГЕЛЬ ДЛЯ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ – ЭТО:
1) это адгезивный препарат, изготовленный на основе водорастворимых полимеров;
2) это витаминный препарат;
3) клей для искусственных зубов;
4) закрепитель цвета протеза;
5) нет правильного ответа;
Компетенции: ПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-9, ОПК-11
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ С ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ
1. К стоматологу-ортопеду обратился больной с жалобами на повышенное слюноотделение, появление шепелявости, появление рвотного рефлекса. Больному 2 дня назад был изготовлен ПСПП на обе челюсти, со слов пациента рекомендации ему не были даны.
Вопрос 1: Какая фаза по Курляндскому наблюдается у больного?;
Вопрос 2: Через какое время предполагаем улучшение состояния?;
Вопрос 3: Какую ошибку совершил предыдущий врач?;
Вопрос 4: Дайте рекомендации пациенту по использованию ПСПП.;
Вопрос 5: Назовите все фазы адаптации по Курляндскому.;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
2. Больной М. обратился к врачу с жалобами на полную адентию нижней челюсти. Внимательно слушал врача, выполнял все рекомендации на этапах протезирования, задавал интересующие вопросы, конфликтов не возникало. По завершении протезирования привык к протезу уже на второй день, жалоб не предъявлял, ушел от врача в хорошем настроении.
Вопрос 1: К какому типу высшей нервной деятельности можно отнести данного пациента?;
Вопрос 2: Назовите все типы темперамента.;
Вопрос 3: Чем сангвиники отличаются от флегматика?;
Вопрос 4: Какой тип нервной деятельности наиболее благоприятен с точки зрения врач-пациент?;
Вопрос 5: Перечислите известные вам фиксирующие геля для зубных протезов.;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
3. На прием к стоматологу пришел пациент с жалобами на отсутствие зубов на верхней челюсти. Пациент насторожен, молчалив, в диалог с врачом не вступал, только односложно отвечал на вопросы. После изготовления протеза процесс адаптации проходил дольше среднего, пациент был угрюм, врачу не доверял, больше шел на контакт с другими пациентами в коридоре. После полного привыкания к протезу больше не обращался.
Вопрос 1: Какой тип ВНД у данного пациента?;
Вопрос 2: Какая особенность у этого типа?;
Вопрос 3: Назовите типы темперамента с сильным типом НС.;
Вопрос 4: Назовите фазы адаптации к зубным протезам.;
Вопрос 5: Кто автор и в каком году описал фазы адаптации?;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
4. К стоматологу-ортопеду обратился пациент Е. с жалобами на поломку ПСПП с верхней челюсти. Пациент долго «ругал» предыдущего врача, винил его в произошедшем, разговаривал громко, перебивал врача. При малейшей неосторожности стоматолога начинал кричать и возмущаться, очень сложно вступал в конструктивный диалог.
Вопрос 1: Назовите тип ВНД.;
Вопрос 2: Как должен вести себя врач с таким пациентом?;
Вопрос 3: Назовите все типы ВНД.;
Вопрос 4: Назовите уровни адаптации по Курляндскому.;
Вопрос 5: Какой тип ВНД наиболее благополучный с точки зрения врача?;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
5. К стоматологу на прием пришел пациент с жалобами на полное отсутствие зубов. Пациент медлителен, спокоен, отвечает на все вопросы врача, интересуется этапами протезирования. После изготовления протезов достаточно быстро к ним привык, жалоб не имел.
Вопрос 1: Какой тип ВНД у данного пациента?;
Вопрос 2: С каким типом темперамента схож этот, и в чем отличие?;
Вопрос 3: Насколько быстро в среднем пациент адаптируется к протезу?;
Вопрос 4: Назовите все типы ВНД.;
Вопрос 5: Почему с возрастом затрудняется выработка условных рефлексов и наблюдается их угасание?;
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
Компетенции: ПК-6, ПК-8, ПК-9, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-11
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ
Примерная тематика НИРС по теме
1. Фазы и уровни адаптации к зубному протезу.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Ортопедическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник / ред. Э. С. Каливраджиян, И. Ю. Лебеденко, Е. А. Брагин [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 800 с.
Дополнительная литература
Курбанов, О. Р.Ортопедическая стоматология (несъемное зубное протезирование) [Электронный ресурс] : учебник / О. Р. Курбанов, А. И. Абдурахманов, С. И. Абакаров. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 456 с. : ил.
Электронные ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Copyright © КрасГМУ - Кафедра латинского и иностранных языков г. Красноярск
Разработчики: Россиев Д.А., Россиев Д.Д., Изместьев В.В., Булатова К.А., Гаврилюк О.А., Зотин А.Г., Ковалева В.Н. - 2010. Данный сайт работает на портале 'VMEDE.RU'