Центр международных программ |
ПЛАН занятия:
Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.
Основные характеристики деятельности человека: мотив, цель, предмет, структуру и средства.
Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Профессиональная деятельность – это, прежде всего, трудовая деятельность (Э. Ф. Зеер).
Труд – это целесообразная продуктивная деятельность, имеющая определенный результат.
Основные характеристики труда:
– это целенаправленная деятельность
– труд носит орудийный характер
– труд носит общественный характер
– материализуется в предмете труда, изменяя предмет, труд
изменяет самого трудящегося человека
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е. А. Климовым.
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности включают также удовлетворенность человеком в процессе его труда и при оценке его результатов.
Профотбор психологи рассматривают как процедуру определения соответствия человека данной профессии, пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных
обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.
Профотбор – это выбор человека для профессии, а профподбор – это выбор профессии для человека, это промежуточная форма между профконсультацией и профотбором, распределение работников по специальностям и местам работы.
Сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека в профессии можно получить из профессиограммы.
Профессиограмма – научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.
В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:
– четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде – показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;
– показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
– иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
– описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.
Важной составляющей профессиограммы является психограмма – характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста.
Психограмма (описание человека труда в профессии) содержит психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде.
Периодизация развития человека как субъекта труда Е. А. Климова
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35–40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость в разделении этого процесса периода на периоды, стадии.
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым, включает в себя стадии:
стадия предыгры (от рождения до 3 лет);
стадия игры (от 3 до 6–8 лет);
стадия овладения учебной деятельностью (от 6–8 до 11–12 лет);
стадия «оптации» (от 11–12 до 18 лет);
стадия адепта;
стадия адаптанта;
стадия интернала;
стадия мастера;
стадия авторитета;
стадия наставника.
Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является носителем культуры в лучшем смысле этого слова.
Уровни профессионализма по А.К. Марковой
Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения («откаты»), на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут очень отличаться друг от друга.
Тем не менее, каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе проходит всякий в течение профессиональной жизни уровни профессионализма:
Допрофессионализм. Человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов.
Профессионализм. Человек выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд.
Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», это есть творческое ее обогащение своим личным вкладом.
Непрофессионализм. Человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма;
Послепрофессионализм. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным советчиком, наставником, экспертом, щедро делящимся своим профессиональным опытом.
Психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования и коррекции профессионального становления с учетом своеобразия и психологических особенностей каждой стадии, а также права личности нести ответственность за свою профессиональную жизнь.
Психологическое сопровождение на стадии адаптации
Под профессиональной адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и коллектива предприятия, в результате чего работник осваивается на предприятии. Различается психофизиологическая адаптация, социально-психологическая адаптация, собственно профессиональная адаптация.
При психофизиологической адаптации психологическое сопровождение заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, а в отдельных случаях и тренинги саморегуляции эмоциональных состояний. Таким образом, психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.
Критериями успешного преодоления психофизиологического адаптационного синдрома являются комфортное эмоциональное состояние специалиста, привыкание к рабочему ритму и режиму труда, установление оптимальной работоспособности.
Социально-психологическая адаптация – приспособление к новой социальной среде, включение в уже сложившуюся систему межличностных отношений. Психологическое сопровождение заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, тогда необходима оперативная помощь психолога.
Профессиональная адаптация – приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций, обязанностей, включение в профессиональное сотрудничество, партнерство.
Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост.
Психологическое сопровождение на стадии профессионализации
Психологическое сопровождение на этой стадии становления заключается в оказании работнику в дальнейшем профессиональном росте, повышении квалификации и развитии карьеры и рассматривается как форма кадровой политики.
Главная цель психологического сопровождения – обеспечение взаимосогласованности и взаимодействия работника и предприятия в профессиональном становлении.
К основным формам сопровождения профессионального роста и карьеры относятся:
– диагностика профессионально-психологического потенциала работника;
– анализ факторов, детерминирующих профессиональное развитие: возраста, профессионального опыта и квалификации, уровня профессионального образования и подготовки, состояния здоровья;
– изучение вектора профессиональной направленности специалиста: уровня притязаний и самооценки, мотивации к достижениям, ценностных ориентаций и социально-профессиональных установок;
– собеседование по вопросам профессионального роста и карьеры с работником и его руководителями;
– составление совместно с работником плана-программы карьеры, так называемой карьерограммы.
Психологическое сопровождение на стадии мастерства
В особом психологическом сопровождении нуждаются работники в возрасте от 30 до 45 лет. Этот период жизни совпадает с наибольшими потенциальными возможностями человека. Работник стремится к профессиональной самореализации и успеху, он наиболее мобилен и профессионален, способен к вершинам достижений в выполняемой деятельности.
Центральной задачей психологического сопровождения является развитие профессиональной компетенции и ведется по следующим направлениям:
– анализ целей, задач и функций продуктивного выполнения конкретной профессиональной деятельности с учетом перспектив профессионального становления работника;
– отбор и конструирование психотехнологий развития профессионально-психологического потенциала работников, необходимого для эффективного выполнения труда;
– обеспечение профессионального самосохранения и психологической безопасности специалистов;
– психологическое содействие в преодолении трудностей объективного и субъективного характера, решении сложных, конфликтных ситуаций, установлении эмоционально благополучных взаимоотношений, преодолении блокаторов профессиональной деятельности и др.;
– подготовка обоснованных предложений по профессиональному развитию специалиста.
Психологическое сопровождение на этапе прекращения профессиональной деятельности
В 55–60 лет актуальным становится выход на пенсию. Всех представителей данной возрастной группы можно условно разделить на три группы:
– для одних людей это означает возможность наконец-то заняться интересным делом: садоводством, рыбалкой, разнообразными видами социально активного отдыха (путешествия, театр), общественно-политической практикой.
– другие стараются закрепиться на работе, демонстрируя завидное здоровье, профессиональную активность и конформизм в отношениях с руководителями и коллегами. Главное для них остаться на работе.
– представители третьей группы покорно-равнодушны к выходу на пенсию. Они уже давно утратили смысл своей профессиональной жизни, и выход на пенсию рассматривают как возможность отойти от всяких обязанностей, ответственности и работы. Люди этой группы, последние 15–20 лет находились в состоянии профессиональной стагнации, и работа была для них обременительна.
Психологическое сопровождение каждой группы различно.
Представителям первой группы пожилых людей нужны дополнительные знания и умения в области их социально-профессиональных и семейно-бытовых интересов. Конечно, выход на пенсию эмоционально переживается ими как прекращение одной жизни и переход к другой – интересной и разнообразной.
Важно помочь им выбрать социально приемлемый вид деятельности, объединить их по интересам, организовать занятия и предоставить им необходимую информацию о способах реализации себя в разнообразных, многоплановых видах социально важной деятельности.
Более сложным представляется психологическое сопровождение работников, которые хотят продолжать профессиональную деятельность. Это, как правило, высококвалифицированные специалисты, профессионалы, и жизнь вне профессии кажется им катастрофой. Психологическое сопровождение заключается в перестройке, переориентации смысла предыдущей жизни, обретении новых ценностей и социальных ориентиров, нового смысла жизнедеятельности.
Третья группа потенциальных пенсионеров давно уже смирилась со своим профессиональным застоем. Они социально пассивны, равнодушны, и выход на пенсию не приносит им особых переживаний, обусловленных необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, находя смысл в удовлетворении естественных потребностей, погружены в свое «славное» прошлое, предаваясь бесконечным стенаниям по поводу настоящей социально-экономической ситуации. Психологическое сопровождение таких пенсионеров крайне усложнено ввиду их пассивности и лени. Нужна прежде всего реабилитация их «Я-концепции», помощь в обретении нового смысла жизни сквозь призму неизбежной смерти. Именно переживание возможной смерти помогает этим людям пересмотреть свою прежнюю жизнь, найти новые способы осуществления себя.
Индивидуальный стиль деятельности – характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешной ее выполнение.
Обобщенную схему освоения профессиональной деятельности можно представить так:
Подэтапы данного этапа:
– освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника;
– освоение новой деятельности в целом – на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленной к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).
«Парадокс» освоения профессиональной деятельности в том, что полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как «положено» (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности).
Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
Профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности.
Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих способностей (способность к труду, к активности, к саморегуляции, к общению, к ответственности) и позднее их, а также с опорой на специальные способности (музыкальные, математические и т. д.).
Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа).
Специальные профессиональные способности – определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.