Центр международных программ
Тема №19. Общение врача и пациента
  • Тема № 16. Психология и педагогика общения врача и пациента
  • План:
  • 1. Особенности взаимоотношения врача и пациента. Понятие эффективного общения в системе врач-пациент.
  • 2. Структура и этапы процесса общения.
  • 3. Особенности индивидуальной беседы врача и пациента. Управление беседой
  • 4. Коммуникативные способности врача и их развитие (способность врача к волевому воздействию и логическому убеждению; логическая и суггестивная аргументация доводов врача; логика доказательства; методика предъявления медицинских требований)
  • 5. Ведение индивидуальной беседы с пациентом ( коммуникативные барьеры взаимодействия в работе врача и способы их преодоления).

  1. Аннотация (краткое содержание темы)

Эффективность практической деятельности врача во многом зависит от того, насколько профессионально специалист организовывает взаимодействие с пациентами, их родственниками и ближайшим окружением, и, конечно же, с коллегами. Часто необходимо согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. В психологии для характеристики тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности применяется специальный термин – «интерактивная сторона общения». Таким образом, взаимодействие «врач-пациент» осуществляется согласно следующей схеме: ВРАЧ - ПРОБЛЕМА - ПАЦИЕНТ.

Мотивы обращения к врачу могут быть разнообразными.

Во-первых, человек может быть нацелен на обследование у врача с целью исключить наличие заболевания. Он рассчитывает подтвердить собственную версию о том, что испытываемый им дискомфорт обусловлен какими-либо внешними причинами и не требует медицинского вмешательства.

Во-вторых, мотивация может носить противоположный характер – обнаружение симптомов и подтверждение предполагаемого диагноза заболевания. Цель обследования и ожидание его результатов оказываются иными.

В первом случае несовпадение реальности и подтверждение отсутствия заболевания способно вызвать более негативную и даже аффектную реакцию со стороны пациента, чем во втором, когда расхождение прогноза и реальности будет не столь существенным.

Важную роль в процессе взаимодействия врача и пациента также играет восприятие и понимание друг друга.

Типы взаимодействия врача и пациента

Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция).

Кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.

Конкуренция – это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми. В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличностных отношений между людьми.

Какие модели отношений между медиками-профессионалами и пациентами существуют на сегодняшний день в медицине?

Патерналистская (сакральная) модель. Основы модели заложены в гиппократовскую эпоху. Врач предстает здесь в роли волшебника, заботливого отца и даже бога, который по своему усмотрению управляет жизнью человека (пациента). Пациент выступает в роли ребенка, слепо и безоговорочно доверяющего врачу и не несет никакой ответственности за собственное здоровье. Гарантом безопасности для пациента здесь выступают деонтологические принципы, закрепленные в Клятве врача. И если не будет этих гарантий, пациент просто никогда не рискнет обратиться к врачу. Поэтому основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда».

Модель технического типа. Одно из неоднозначных последствий бурного развития биомедицинских технологий – возникновение врача-ученого. В данной модели ответственность за исход лечения лежит в равной степени и на враче, и на пациенте. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник, основная задача которого – исправить неполадки в организме пациента и сам процесс ликвидации «поломки» является самоценным с точки зрения научного знания и предполагает ярко выраженную беспристрастность врача. Этическая некорректность отношения к пациенту как к неисправному механизму здесь в полной мере компенсируется ответственностью самого пациента за конечное принятие решений.

Модель коллегиального типа. На сегодняшний день это самая притягательная с моральной точки зрения модель. Врач и пациент выступают как равные коллеги именно в борьбе с болезнью. Социальный статус, возраст, образование и т. д. не влияют на данное равноправие. Единственной долей некоторого лицемерия здесь выступает тот факт, что врач не испытывает страданий больного, со всеми вытекающими отсюда психологическими и моральными проблемами.

Модель контрактного типа. Ещё одна модель равной ответственности врача и пациента за исход лечения. В рамках договора (соглашения – как устного, так и письменного) обговариваются все аспекты профессиональных отношений «врач – конкретный пациент». Модель наиболее распространена в Европе, США и России, позволяет избежать отказа от эмпатии со стороны врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от моральной ответственности со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа; позволяет уйти от ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. В России практическое применение этой модели имеет существенное отличие от общемировой практики. Ввиду ряда культурно-исторических причин, патернализм в России распространялся не только на медицину, но и на политику, на экономику, и на все сферы общественной деятельности. Поэтому избавиться от патерналистских установок общественного сознания за 30-40 лет просто невозможно.

Контрактная модель в пореформенной России представляет из себя симбиоз патернализма и техницизма. Многочисленные социологические исследования в медицине за последние 10 лет показывают, что заключением контракта (договора) российский пациент с одной стороны, демонстрирует свое равноправие в отношениях «врач – пациент», а, с другой стороны, сознательно, договором стремится узаконить патерналистские отношения с врачом (т. е. перекладывает всю ответственность за исход лечения на врача). Таким образом, доверие к врачу остается обязательным компонентом лечебно-диагностического процесса. Однако его внутренняя сущность в лечебном процессе меняется. «Доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного».

При всем разнообразии подходов сотрудничество врача и пациента состоит из четырех главных компонентов: поддержки, понимания, уважения, сочувствия.

Поддержка – это одно из важнейших условий установления правильных взаимоотношений врача и пациента. Поддержка означает, что врач стремится быть полезным пациенту. Обычно это само собой разумеется, и не требует никаких доказательств; однако бывают случаи, когда пациент отнюдь не уверен, что врач отстаивает его интересы. Поддержка не означает, что врач должен взять на себя всю ответственность за состояние здоровья и настроение пациента. Здесь должны помочь другие звенья системы здравоохранения, семья и друзья пациента. Однако главные ресурсы, вероятно, скрыты в самом пациенте. Их использование станет возможным, если пациент осознает: врач намерен помогать, а не заставлять. Таким образом, составная часть оказываемой врачом поддержки – активизация роли пациента в лечебном процессе. Это справедливо и в случае хирургического вмешательства, когда врач как будто полностью контролирует ситуацию. Добровольное ограничение приема наркотических анальгетиков, активное передвижение, несмотря на боль, энергичное участие в лечении – все это требует от пациента четкой установки на выздоровление. Эффективность плацебо, способствующего «самоизлечению», зависит от желания пациента выздороветь и, в конечном итоге, – от его уверенности в успехе. Согласие пациента на активное участие в лечебном процессе обычно предвещает благоприятный исход.

Когда врач проявляет понимание, пациент уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: «Я Вас понимаю» – или выражает то же самое невербальными средствами: взглядом, кивком головы. Тон и интонация способны демонстрировать как внимание и понимание, так и отстраненность, и отсутствие интереса. Реплики врача типа «Пожалуйста, продолжайте», «Расскажите подробнее» или простое повторение услышанного создают у пациента ощущение, что его слушают и хотят помочь. Вместе с тем, нужно уметь распознать случаи, когда убедить пациента в своем понимании не удается, и разбираться в причинах этого. На существование некого барьера указывает противоречивость сообщаемых пациентом сведений или несоответствие между его словами и невербальными сигналами. Бывает и общее ощущение неловкости ситуации или сопротивление со стороны пациента. Например, он может отказаться отвечать на вопросы, заявив, что «устал от людей, сующих нос в его личную жизнь». Невыполнение врачебных рекомендаций (и вследствие этого – неуспех лечения) может быть единственным признаком того, что пациент не уверен в том, что в его случае разобрались. Когда отношения врача и пациента заходят в тупик, можно произнести примерно следующее: «Кажется, мои советы Вас не совсем устраивают. Хотелось бы понять, в чем тут дело», демонстрируя этим свое доверительное отношение к пациенту и готовность понять его проблему. Уважение подразумевает признание ценности пациента как индивида и важности его забот. Речь идет не только о согласии выслушать человека – главное показать, что его слова произвели на вас впечатление: необходимо признать значительность происходящих с ним событий. Улучшению взаимопонимания способствует такая, например, фраза: «Конечно, Вам приходится много терпеть; Вы слишком долго болеете, и Ваше огорчение очень естественно и понятно».

Чтобы продемонстрировать уважение, нужно ознакомиться с обстоятельствами жизни пациента настолько подробно, чтобы общаться с ним как с личностью, а не только как с носителем болезни. Уже само время, потраченное на выяснение личных обстоятельств пациента, свидетельствует об уважении врача. Часто все, что требуется, – активно проявить заинтересованность. Важны простейшие вещи, типа быстрого запоминания имени и фамилии пациента. Невербальное общение способно как укрепить доверие к врачу, так и разрушить его. Так, если смотреть пациенту в глаза, сидя рядом с ним, он почувствует, что его уважают. Если же без конца прерывать пациента или вести в его присутствии посторонний разговор, он «замкнется в себе» и доверительные отношения с пациентом не сложатся. Уместно бывает похвалить пациента за терпение, за аккуратное соблюдение предписаний врача. Если он представил свои старые рентгенограммы, следует показать, насколько полезной оказалась эта информация, – в результате возникнет положительная обратная связь. Одна из самых опасных и деструктивных привычек врача – склонность к унизительным для своих пациентов замечаниям. Пациент, случайно услышавший, как врач вышучивает его в кругу коллег, вряд ли забудет и простит. Правильно или неправильно он истолкует услышанное, неосторожные замечания врача могут навсегда испортить доверительный контакт с пациентом.

Сочувствие ключ к установлению сотрудничества между врачом и пациентом. Нужно уметь поставить себя на место пациента, взглянуть на мир его глазами. Сочувствие можно проявить, высказав сугубо личную оценку ощущений и эмоций пациента: «Вам пришлось нелегко, было от чего обозлиться» или «Похоже, все от Вас отвернулись, представляю себе, в каком Вы были отчаянии». Сочувствуя, мы испытываем те же чувства, что и партнер. Сочувствие начинается с самого факта нашего присутствия, часто молчаливого, с ожидания, когда пациент заговорит. Если приходится прервать беседу, нужно уверить пациента, что вы тотчас вернетесь и дослушаете его. Врач должен терпеливо выслушать пациента, даже когда тот повторяется, дать ему возможность обсудить причины и возможные последствия болезни, свою будущую жизнь. Сочувствие можно выразить просто положив ему руку на плечо, контактируя с ним не только физически, но и эмоционально. К сожалению, технический прогресс разрушает эту непосредственную связь: врач – пациент. Когда врач позволяет машине вклиниться между собой и пациентом, он рискует лишиться своего мощного исцеляющего воздействия. Налаженные взаимоотношения врача и пациента не только целительны сами по себе, они усиливают и облегчают воздействие других лечебных вмешательств. Например, от этих взаимоотношений часто зависит дисциплинированность пациента, т.е. его готовность выполнять врачебные рекомендации. Аналогичным образом, стремление сотрудничать со своим врачом – часто главный стимул к изменению образа жизни, подчас очень трудному. Таким образом, сотрудничество врача и пациента – необходимое условие успеха лечебных мероприятий. Обычно установление таких взаимоотношений не представляет для врача сложности, поскольку сами пациенты стремятся к плодотворному сотрудничеству с ним.

За многие века пациенты приучили врачей соблюдать обязательный ритуал: выписывать рецепт. Врачи знают, что зачастую один лишь бланк рецепта действует сильнее, чем прописанное лекарство, именно он может помочь больному избавиться от мучений. Лекарства обязательны не во всех случаях, а вера в выздоровление необходима всегда. Поэтому врач может выписать плацебо, когда поддержка и подбадривание принесут больше пользы больному, чем самые знаменитые и дорогие пилюли.

Плацебо – это имитация лекарства, безвредные таблетки молочного сахара, расфасованные и упакованные так же, как настоящее лекарство. Исследования показали, что 90% людей, обращающихся за помощью к врачам, страдают от недомоганий, подвластных целительным силам организма. Врач видит , что его опыт и поддержка важнее прописанных лекарств, и он старается не мешать естественному процессу выздоровления. Чтобы пациенту было спокойнее и для некоторого терапевтического воздействия, врач может назначить плацебо. Плацебо, следовательно, не столько таблетка , сколько процесс-от зарождения веры во врача до полного включения в работу иммунной системы организма и всех его защитных сил. Процесс этот происходит не потому, что таблетка обладает каким-то магическим действием, а потому, что человеческий организм - лучший лекарь и аптекарь : самые удачные рецепты он "выписывает" себе сам. Если пациент знает, что ему дают плацебо, то оно не окажет никакого физиологического эффекта. Это лишний раз подтверждает: организм человека способен трансформировать надежду на выздоровление в осязаемые биохимические изменения. Плацебо доказывает, что нельзя разделять психику и физиологию. Болезнь может поразить психику и повлиять на физическое состояние, или, наоборот, ухудшение физического состояния отразится на психическом равновесии. Но плацебо эффективно не всегда. Считается, что успех применения плацебо прямо зависит от взаимоотношений врача и пациента. Как доктор относится к больному; может ли он убедить пациента, что серьёзно воспринимает его заболевание; Есть ли доверие и взаимопонимание - всё это существенно не только для лечения, но и значительно усиливает действие плацебо. Когда нет хороших человеческих взаимоотношений между врачом и пациентом, применять плацебо бесполезно. В этом смысле врач является, пожалуй, самой важной фигурой а процессе под названием "плацебо"

Основные этапы клинического интервью.

I этап: установление доверительной дистанции можно определить, как активное интервью. Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью.

  1. этап: выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины - концепция болезни; структурирование проблемы. Больному предоставляется время и возможность предъявить жалобы в той последовательности и с теми подробностями и комментариями, которые он считает нужными и важными. Врач при этом выполняет роль внимательного слушателя, лишь уточняющего особенности проявлений заболевания пациента.

III этап: оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.

IV этап: оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг.

Основные требования к разговору врача.

Вместо директивности - опора на фактическую сторону дела. Исследования показывают, что врачи, чрезмерно активные в ведении беседы (доминирующие, навязывающие рекомендации вне интересов пациента, пресекающие инициативу со стороны пациента и т.п.) приходят к результатам не вполне желаемым, вплоть до затормаживания выздоровления. Они теряют значительное количество ценной информации (не высказанной пациентами), провоцируют недружественное поведение со стороны пациента (в основном через сигналы невербального поведения), не склонны менять тактику беседы вопреки очевидному несоответствию. Альтернативой следует считать твердость фактологической стороны дела.

Уважительная оценка личности пациента, куда входят, прежде всего, уважение пациента как независимой личности, желание дать теплый фон беседе, подчеркнутое внимание к собеседнику (памятуя о том, что при заболевании процесс восприятия поведения другого человека не всегда достаточно отчетлив). Опять-таки, исключительное значение придается сфере невербальной коммуникации.

Открытость, откровенность, готовность высказать свое «личное мнение, исключающие со стороны пациента вопросы типа: «Я бы хотел знать, что он думает на самом деле». (Подчеркивается важность соответствия-совпадения - вербального и невербального поведения как основы убеждения).

Эмпатичность как готовность принять полностью чувства, мысли, заботы, желания другого; здесь же, умение это выразить и «вернуть» это переживание пациенту в процессе беседы. Важность требования эмпатичности подтверждается как прямым опросом пациентов, так и косвенными оценками состояния удовлетворенности после общения с врачом.

Профессиональная грамотность в сфере навыков невербальной коммуникации имеет исключительно важное значение.

Существует веский аргумент в пользу приоритета невербального языка над вербальным. Во-первых, это связано с тем, что такие элементы невербального языка, как жесты, мимика первыми усваиваются в онтогенезе и лишь значительно позже - речь. Во-вторых, основные мимические картины, позы, жесты, характер, жестикуляции носят интернациональный характер , являясь генетическими признаками человека (например, врожденные способы выражения эмоций: удивление, гнев, радость, страх, страдание. По мере того как человек овладевает речью - и каждый человек в детстве, и человечество в целом в своей истории, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план.

В принципе, между речевым и неречевым сообщениями возможны три типа соотношений.

  • Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, симпатия к данному человеку, выраженная словесно, подчеркивается объятиями).
  • Неречевое сообщение противоречит речевому (например, женщина сообщает, что она счастлива в браке, и при этом качает головой из стороны в сторону, как будто отрицая собственные слова). Эксперименты М. Аргайла показали, что в случаях, когда текст речевого сообщения вступал в противоречие с его неречевым оформлением, речевое сообщение слушатель игнорировал.
  • Неречевое поведение меньше подвержено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяем интонации, естественности звучания голоса, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения.

  1. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. Например, несколько человек говорят о погоде, а на неречевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми.

Каналы невербальной коммуникации человека

Оптический канал: поза, жесты, мимика лица, походка, одежда, косметика, украшения, прическа, пантомимика, нервно-мускульный грим.

Акустический канал: громкость голоса, темп речи, высота, тембр голоса, интонация, паузы, плач, причитания, смех, хохот, кашель аплодисменты.

Тактильно- кинестетический канал: рукопожатие, поцелуй, поглаживания, объятия, похлопывание.

Контакт глаз: направление взгляда, частота, ритм.

Ольфакторныи канал: запах тела, запах косметики, запахи окружающей среды.

Пространственно-временной канал: пространство, барьеры, взаимное расположение, временная точность

Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Во-вторых, невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, составить развернутую характеристику личности. В-третьих, невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента. В-четвертых, ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и прочее.

Правила считывания невербальных сигналов.

Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявления внутренних психологических состояний

Не делать выводов на основании одной детали, а рассматривать проявления человеческого тела только в системе

Не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.

Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.

Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний. Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая - осуществление процесса общения между людьми, во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей.

Требования к речи: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность. Нерефлексивное слушание является по существу простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным.

Рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного.

Открытые вопросы подразумевают многозначный или риторические ответы. Закрытые вопросы

  1. однозначных или конкретных ответов.

Перцепция социальная (от лат. perceptio - восприятие, socialis - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов.

Во-первых, социальный объект (индивид , группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону.

Во-вторых, внимание субъекта перцепции социальной сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных.

В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного термина в общей Ярко, особенности социального восприятия видны в

ошибках формирования первого впечатления .

Первое впечатление. В своей основе оно представляется как общее, тотальное восприятие человека. Последующий процесс восприятия принимает специфический характер (воспринимаются детали). Первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выделено вербально и протекает на чувственном уровне. Человек, который воспринимается, получает оценку

  1. виде штампа «приятный - неприятный». Естественно, первое впечатление таит в себе возможности ошибки, которая связана с рядом факторов. Источниками ошибок являются:

а) Мнения других лиц. Нередко даже самого общего и отрывочного описания достаточно, чтобы оно подействовало на оценку интересующего нас лица. Если нам, скажем, дали какую-либо характеристику о вновь назначаемом к нам в организацию человеке, или даже самые отрывочные данные о нем, то при личной встрече мы как-то стараемся уложить его поведение в рамки шаблона, сформированного под влиянием этого мнения.

б) Галло-эффект. Когда нам понравился воспринимаемый, мы его оцениваем в терминах «приятного», когда же он нам не понравился - в терминах «неприятного» Эта оценка целостного плана распространяется практически на любую черту личности. Галло-эффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать тотальную оценку объекта. Это явление наталкивает нас на формирование какого-то устойчивого образа, оно обеспечивает нас информацией целостного плана.

в) Эффект снисходительности - ужесточения. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомцев. Многие склонны даже не замечать явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в порядочности наблюдаемого лица. Такое сомнение превалирует в оценочных операциях того, кто оценивает. Иногда это выливается в стратегию: «пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым». Когда мы встречаемся с чрезмерно выраженной стратегией подобного плана, мы часто предпочитаем предполагать, что имеем дело с психическими отклонениями. На самом же деле никаких отклонений может и не быть. г) Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от нас по какому-либо признаку, то это отличие, бросаясь в глаза, вызывает у нас строго определенные стандартные образы, стереотипы. Это будут, во-первых, этнические и групповые стереотипы, затем стереотипы, связанные с внешним видом (красота-безобразие, высокий-низкий, толстый-тощий; сократовский лоб, орлиный нос...), а также стереотипы, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Такие стереотипы, искажающие восприятие человека, имеются в достаточном количестве во всех культурах. Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствует избавлению от ошибок интерпретации поведения. Каждый стереотип имеет свою логическую структуру и присущие ему закономерности проявления. Так, нередко говорят, что «рыжие темпераментны». Отсюда , раздражительность больше замечается у рыжих, чем у шатенов. Подметивший горячность рыжего и не заметивший еще большую горячность шатена, утверждает, что это - факты, от которых не уйдешь. Таким образом, мы ожидаем от определенной группы людей вполне определенного поведения.

д) Психическое состояние. Человек , находящийся в хорошем расположении духа, всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах. Вместе с тем, он сам, будучи заражен хорошим настроением, привлекает к себе взоры других и вызывает у них симпатию . Известно, что во влюбленного влюбляются еще больше. И наоборот, человек, пребывающий в депрессии, не только сам видит все через призму серого цвета, ни и к себе вызывает такое же отношение.

е) Доминирующая потребность. Неудовлетворенная потребность делает человека особенно чувствительным к предмету этой потребности: голодный охотник лучше видит зверя, сборщик ягод

  • ягоды. Напуганный постовой бдительнее не напуганного. Однако во всех этих случаях может иметь место переигрывание: охотник может за зверя принять какой-либо предмет, сборщик ягод - по ошибке сунуть в рот что-либо не съедобное, а постовой в каждом прохожем может усматривать злоумышленника.

ж) Проекция и эмпатия - это две формы процесса восприятия и оценки людей, однако проекция его искажает и ослабляет, а эмпатия упорядочивает и усиливает. Процесс восприятия - это субъективный процесс. При восприятии проявляется тенденция оценивать других людей в сравнении со своей «я - концепцией». Мы неизменно сравниваем людей с самим собою. Нам кажется, что себя мы знаем хорошо, поэтому на фоне своего «я» нам лучше представляется другой. Однако, как видно, это совсем не значит, что объективно мы правы.

з) Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно и фрагментарно. Это связано с тем, что объект социальной перцепции, т.е. человек, очень сложен. В связи с этим мы склонны к упрощению при восприятии людей. И поскольку тенденция к упрощению универсальна, то некоторые люди практически бессильны объективно воспринять другого человека. Они сразу же по какому-либо одному факту делают выводы, закрепляют эти выводы в своем сознании и потом с трудом меняют их. Здесь сказывается стремление людей к четкому представлению картины мира. Это свойство личности зависит от индивидуальных особенностей людей. Люди авторитарного типа, например, имеют повышенную степень выраженности этого свойства. Авторитарные типы стремятся видеть мир только в черном или белом цвете, они замечают переходных тонов, причем чем ярче выражена у них авторитарность, тем сильнее их категоричность в оценках восприятия людей».

Эмпатия (от греч. етратЬе1а - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Термин ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивающиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т.Липпса.

Различаются: 1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатия когнитивная - базирующаяся на процессах интеллектуальных - сравнение. аналогия и пр. 3) эмпатия предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются: 1) сопереживание - переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.

«Можно выделить три основных этапа стереотипа поведения, направленного на изменение партнера по коммуникации.

А. ПРИСОЕДИНЕНИЕ. Цель: создание аналогового принятия Вас (формирование доверия и эмпатии благодаря конгруэнтности поведения).

Средства:

* Присоединение к дыханию.

* Аналоговое отражение поз, жестов, ритма и амплитуды движений, мимики, темпа речи и мышления и т.п.

* Выявление и отражение модальности внутренних процедур. * Использование фраз единомыслия.

* Использование местоимения «мы» * Называние собеседника по имени. * Демонстрация радости от общения.

* Демонстрация уважения к личности собеседника и его значительности.

* Выявление свойственного собеседнику соотношения времени речи и молчания (это достаточно устойчивый параметр личности).

* Искреннее переживание выше перечисленных составляющих присоединения: только это обеспечит конгруэнтность Вашего поведения. и т.п.

Б. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Цель: Создание условий для принятия Вашей информации и изменяющего воздействия на аналоговом уровне с обеспечением необходимой степени подобия прямых и обратных процедур, защита от несоответствия результатов...

Средства:

  • Выдерживание удобного собеседнику соотношения речи о молчания.

  • Подтверждение согласия с действительно вескими приведенными партнером фактами и аргументами.

  • Использование основных ключевых слов собеседника.

  • Щедрость на похвалы собеседника в связи с заслуживающими этого фактами.

  • Предоставление собеседнику возможности полностью высказаться, излить чувства.

  • Демонстрация Вашей способности в случае аргументированного возражения признаться в своей неправоте.

  • Пресуппозиция (в косвенной форме) желаемого результата (см. далее).

  • Формирование авторитарности (см. далее).

  • Инспирирование собеседника на ответы «Да».

  • Избегание в речи выводов, советов, оценок.

  • Семантическое связывание предполагаемых Вами исходов диалога с позитивными для собеседника ценностями.

ВЕДЕНИЕ

Цель: Постепенное изменение собеседника на аналоговом уровне.

Средства;

  • Постепенное изменение поз, жестов, мимики, темпа речи и дыхания, ритма движений для инспирирования перехода собеседника в психофизиологическое состояние, более адекватное восприятию воздействующей коммуникативной информации.

  • Перевод собеседника в режим более адекватной для последующей изменяющей информации модальности.

  • Использование сформированных аналоговых якорей для связывания различных исходов поведения, решений и мотивов с необходимыми в соответствии с целями воздействия оценочными ощущениями соответствующих психофизиологических состояний.

  • Аргументированное убеждение с подтверждением уважения к собеседнику, его доводам (или на основе его доводов).

  • Постепенное подведение методом представления фактов с недоделанным выводом собеседника к самостоятельному генерированию вытекающего вывода с позитивной оценкой «его» умозаключения или решения.

  • и т.п.

Присоединение произошло, если:

  • Вы меняете позу, и ваш партнер, невольно подстраиваясь к вам, занимает такую же.

  • Ваш партнер начинает имитировать ваши жесты и речь. Если вы убедились в том, что два этих параметра сработали, то можете сделать вывод, что вы интересны, к вам испытывают внутреннюю симпатию и вы имеете шанс на успех.

Свое оптимальное положение вы можете усилить с помощью такого приема как ведение».

  • Вопросы по теме занятия

  1. Особенности взаимоотношения врача и пациента.

  1. Каковы модели общения врача и пациента?

  1. Понятие эффективного общения в системе "врач-пациент".

  1. Особенности индивидуальной беседы врача и пациента. Управление беседой, ее этапы.

  1. Коммуникативные барьеры взаимодействия в работе врача и способы их преодоления.

  • Тестовые задания по теме с эталонами ответов

  1. ПЕРЦЕПТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС:

  • обучения пациента;

  • адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения;

  • обмена информацией;

  • взаимодействия партнеров;

  1. К ВЕРБАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

  • плач;

  • смех;

  • язык;
  • поза;

  • К ВИЗУАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

  1. плач;

  1. рукопожатие;

  1. мимика;

  1. запах;

  • ИНТОНАЦИЯ – ... СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ:

  1. визуальное;

  1. акустическое;

  1. тактильное;

  1. ольфакторное;

  • ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА - ЭТО .... СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ:

  1. визуальное;

  1. тактильное;

  1. ольфакторное;

  1. акустическое;

  • ЭТИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ ВРАЧА:

  1. здоровье и здоровая окружающая среда;

  1. милосердие, сострадание, преданность, правдивость;

  1. преданность и правдивость;

  1. знание и умение;

  • К ОСНОВНЫМ КОММУНИКАТИВНЫМ ПРИНЦИПАМ ОТНОСИТСЯ:

  1. врачебная тайна;

  1. уважение к профессии;

  1. честность;

  1. гуманность;

  • СПОСОБНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА - ЭТО:

  1. сочувствие;

  1. внимание;

  1. понимание;

  1. эмпатия;

  • К ВЕРБАЛЬНЫМ КЛЮЧАМ КОММУНИКАЦИИ ОТНОСЯТ:

  1. выбор слов;

  1. темп речи;

  1. интонация;

  1. все выше перечисленное верно;

  • МОДЕЛЬ, НЕ ОТНОСЯЩАЯСЯ К МОДЕЛЯМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА:

  1. техническая;

  1. коллегиальная;

  1. контрактная;

  1. партнерская;

  • КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР - ЭТО:

  1. равнодушие и холодность;

  1. психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению;

  1. требования к налаживанию отношений между пациентом и врачом;

  1. помехи во взаимодйствии;

  • Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов

  1. Человек, находящийся в хорошем расположении духа, всех окружающих оценивает в основном в "светлых тонах". Вместе с тем, он сам, будучи заражен хорошим настроением, привлекает к себе взоры других и вызывает у них симпатию.

Вопрос 1: К какой «ошибке формирования первого впечатления» это может привести?;

Вопрос 2: Как избежать такой ошибки?;

  1. Пациентка вызвала на дом участкового врача на 9-е сутки после выписки из роддома. Жалобы на повышение температуры до 39,00С в течение 3-х дней, боли внизу живота, выделения из половых органов. При осмотре: кожа бледная, горячая на ощупь; болезненность при пальпации по всему животу. Врач, не проведя беседы, и не учитывая состояние женщины (после родов), назначил амбулаторно антибиотики в/м и обследование (анализы крови и мочи).

Вопрос 1: Какую ошибку допустил врач?;

Вопрос 2: Оцените коммуникативные навыки врача.;

 
Copyright © КрасГМУ - Кафедра латинского и иностранных языков г. Красноярск
Разработчики: Россиев Д.А., Россиев Д.Д., Изместьев В.В., Булатова К.А., Гаврилюк О.А., Зотин А.Г., Ковалева В.Н. - 2010. Данный сайт работает на портале 'VMEDE.RU'