ВАРИАНТ 1
Вопросы
1. Укажите особенности строения мономера молекул нуклеиновых кислот. Перечислите основные параметры пространственной организации полимеров с использованием единиц размерности биологических структур.
2. Перечислите пути проникновения веществ через плазматическую мембрану, укажите значение этих процессов? Приведите конкретные примеры.
3. Перечислите, какие процессы, происходящие на клеточном уровне организации жизни, обеспечивают бесполое размножение организмов в разных условиях их существования? Отразите циклическую последовательность этих процессов в виде схемы.
4. Опишите процессы, происходящие в эмбриональном развитии, после завершения дробления зиготы. Покажите на конкретных примерах логику эмбриогенеза: зависимость характера дробления и способа гаструляции от исходного типа яйцеклеток.
5. Объясните, почему популяция расценивается как элементарная эволюционная единица?
6. Перечислите известные Вам доказательства животного происхождения человека.
7. Как можно классифицировать, по критерию «полезности-вредности», типы взаимоотношения между организмами в биоценозе? Проиллюстрируйте ответ на конкретных примерах.
8. Дайте определение трансмиссивным заболеваниям. Назовите способы переноса и (отдельно) способы передачи возбудителей в очагах трансмиссивных заболеваний с использованием конкретных примеров.
Тесты:
Варианта 1
1. Организменный уровень организации живой материи иначе определяется как:
1. Филогенетический;
2. Генетический;
3. Онтогенетический;
4. Метаболический.
2. В составе живых организмов обнаружены на сегодня:
1. Все элементы таблицы Менделеева;
2. 40 элементов;
3. 80 элементов;
4. 4 элемента.
3. Увеличение концентрации катионов натрия в межклеточном пространстве:
1. Приводит к уменьшению в клетке воды
2. Приводит к увеличению воды в межклеточном пространстве.
3. Является следствием поступления в клетку избыточного количества калия.
4. Является следствием недостаточного поступления в клетку калия.
4. Мономер белка:
1. Глюкоза
2.Аминокислота
3. Азотистое основание
4. Глицерин
5. Способность ДНК к самоудвоению носит название
1.Репликация
2. Репарация
3. Транскрипция
4. Мутация
6. К прокариотическим организмам относятся:
1. Одноклеточные и несовершенные грибы
2. Вирусы и фаги
3. Растения и животные
4. Бактерии и сине-зеленые водоросли
7. Клеточный центр относится к группе органелл клетки:
1. Немембранных
2. Одномембранных
3. Двухмембранных
4. Трехмембранных
8. Наиболее строгое распределение наследственного материала между дочерними особями дает:
1. почкование
2. митоз
3. амитоз
4. шизогония
9. Вырожденность как свойство генетического кода состоит в том, что:
1. Одну аминокислоту кодирует последовательность из трех нуклеотидов
2. Каждый триплет кодирует только oдну аминокислоту
3.Аминокислота может быть зашифрована более чем одним кодом
4. У всех организмов на Земле одни и те же триплеты кодируют одинаковые аминокислоты
10. В ходе экспрессии прокариотического гена отсутствует этап:
1. Транскрипция
2. Терминация
3. Трансляция
4. Процессинг
11. Цитологической oсновой бесполого размножения является:
1. Амитоз
2.Митоз
3. Гаметогенез
4. Мейоз
12. Из энтодермы у млекопитающих образуется:
1. нервная система
2. скелет
3. эпителий кишки
4. мышцы
13. Гомозиготным называется организм, в
1. Соматических клетках которого содержатся разные аллели одного или нескольких генов;
2. Соматических и половых клетках, которого содержатся одинаковые аллели одного или нескольких генов;
3. Соматических клетках которого содержатся одинаковые аллели одного или нескольких генов;
4. Соматических клетках которого содержится один аллель какого-либо гена.
14. НЕ могут передаваться при половом размножении мутации:
1.Генеративные
2.Хромосомные
3.Соматические
4. Спонтанные
15. Синдром Дауна возникает в результате мутации:
1.Генной
2.Внутрихромосомной аберрации в системе аутосом
3.Геномной - анэуплоидии в системе аутосом
4. Геномной - анэуплоидии в системе половых хромосом
16. Популяция это:
1. Совокупность особей разных видов, объединенных зависимостью от сходных условий среды обитания;
2. Группа особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство и свободно скрещивающихся друг с другом;
3. Совокупность организмов, принадлежащих к разным видам, но занимающих одну экологическую нишу;
4. единая система взаимодействующих организмов одного вида, в которой происходит биотический круговорот.
17. Гомологичными называются органы, характеризующиеся:
1.Общностью происхождения независимо от характера выполняемых функций
2. Выполнением одинаковых функций независимо от характера происхождения
3. Различным происхождением, но выполнением одинаковых функций
4. Выполнением разных функций независимо от происхождения
18. Повторение структуры органов предков на отдельных стадиях индивидуального развития потомков носит название:
1. Ценогенез
2. Рекапитуляция
3. Идиоадаптация
4. Дегенерация
19. Тип головного мозга пресмыкающихся:
1. Ихтиопсидный
2. Зауропсидный
3. Типа «Тритоцеребрум»
4. Маммальный
20. Признаки, позволяющие отнести человека к отряду Приматов:
1.Конечности хватательного типа
2. Радиальная симметрия тела
3. Теплокровность
4. Наличие хорды
21. Свет, температура, излучение, рельеф местности относятся к экологическим факторам:
1.Абиотическим
2. Биотическим
3. Антропогенным
4. Климатогенным
22. Трансмиссивными называются заболевания, передающиеся:
1. При контакте с больным человеком
2. При участии организма переносчика
3. При инвазии per os
4. Трансплацентарно
23. Возбудителем амебиаза является:
1. Дизентерийная амеба
2. Ротовая амеба
3. Лямблия
4. Токсоплазма
24. Самозаражение - аутоинвазия (аутореинвазия) возможно при:
1. Аскаридозе
2.Энтеробиозе
3. Трихинеллезе
4. Трихоцефалезе
25. Клещи, являющиеся возбудителем заболевания человека:
1. Иксодовый клещ
2.Чесоточный клещ
3. Аргазовый клещ
4. Гамазовый клещ
Фамилия студента ___________________________________________
№ группы_____________
№ Варианта____________
Кол-во правильных ответов Оценка
ОТВЕТЫ
1. 2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9. 10.
11. 12. 13. 14. 15.
16. 17. 18. 19. 20.
21. 22. 23. 24. 25.
Задачи
1.На фрагменте одной (комплементарной) цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности:
5/ А-А-Г-Т-Ц-Т-Т-А-Ц-Г-Т-А…3/
Нарисуйте схему структуры данного фрагмента молекулы.
2.В рибосому последовательно поступают т-РНК со следующими антикодонами:
УУА, ГЦА, ГГА, ЦУУ. Определите последовательность аминокислот в синтезируемом участке полипептида.
3. Если у женского организма с генотипом “Mm” ген «M” попал в яйцеклетку, куда попадет ген «m”? Куда еще может попасть ген «M»? А куда не может попасть ген «m» и почему? Обоснуйте выводы.
4. К врачу обратилась женщина с жалобами на постоянную ноющую
боль в поясничной области. В последние дни отмечает учащение
мочеотделения, помутнение мочи, повышение температуры тела.
При рентгенологическом обследовании обнаружено: размеры почек
увеличены, от каждой почки отходит по 2 мочеточника.
О какой патологии следует думать в данном случае? С чем связа¬но возникновение этой патологии? Каковы механизмы ее возникно¬вения?
5. При медосмотре школьников 4 класса средней школы врач обратил внимание на худенькую девочку с бледными покровами тела. На вопрос об аппетите девочка сказала, что есть ей никогда не хочется, потому что ощущает тошноту. Стул непостоянный, часто жидкий. Других жалоб нет. В дуоденальном содержимом, при микрокопировании его, обнаружены формы паразитического простейшего. Каким заболеванием страдает ребенок. Какие жизненные формы этого паразита можно обнаружить и где?