Центр международных программ |
Через некоторое время после появления телефона сформировался телефонный этикет, разные вначале неписанные правила, а потом и целые руководства по этике и "правильным технологиям" телефонного разговора. Массовое использование мессенджеров и соцсетей начинает порождать своеобразные изменения этикета. Уйдет ли телефоная беседа в прошлое, как практически ушли телеграммы и почтовые открытки? Мне показалось интересным сделать репост этой публикации на нашем сайте и спросить мнения уважаемых сотрудников и студентов! Это уже вторая публикация на эту тему...
Дмитрий Россиев
Виктория Кобзева
Сегодня у меня попросили рабочий контакт, и я дала ссылку на аккаунт человека в соцсети. Тогда у меня попросили именно номер телефона. И я себя поймала на мысли, что сама предпочитаю, чтобы со мной связывались текстовыми сообщениями. Поэтому сегодняшний пост я хочу посвятить телефонофобии, мобильному этикету и онлайн-переписке как предпочтительному виду связи.
Когда у меня кто-то, кроме близких, просит логин Skype для видеозвонков, меня это пугает. Когда я вижу вызов с незнакомого номера, я напрягаюсь (тут главное не забыть, что заказала что-то с доставкой, а то у меня так однажды курьер обзвонился).
Зато у меня в смартфоне и планшете стоят приложения самых популярных мессенджеров и основных соцсетей, чтобы все желающие могли мне написать и оперативно получить ответ.
Часть программ есть и на компьютере. Обычно на рабочие сообщения я отвечаю если не мгновенно, то в течение 3-5 минут.
Вообще, я себе долго боялась признаться в телефонофобии. Ведь до недавнего времени моя работа новостным журналистом предусматривала ежедневное общение с незнакомцами, если они как-то связаны с информационным поводом. К счастью, в 80% случаев удавалось обходиться перепиской.
На самом деле даже в работе новостной редакции не так часто бывают случаи, когда нужен ежесекундный голосовой ответ. Одну-две минуты можно подождать, даже если в городе что-то взорвалось. Если нужный человек не отвечает по переписке, а дело срочное, тогда уж можно звонить со спокойной совестью. Хотя, по моему опыту, хорошие пресс-секретари отвечают в мессенджерах даже ночью.
Ну так вот, я испытывала дискомфорт от звонков, но не признавалась себе в этом, пока не наткнулась на колонку First Click: Please stop calling my smartphone. Там речь о том, что в наше время считается дурным тоном звонить людям, не попытавшись связаться сначала через интернет-сообщения. И я вздохнула спокойно, поняв, что я-то нормальная!
Телефонный разговор уже устарел технически — сегодня у всех сотовых операторов предусмотрен интернет-трафик. Не это ли сигнал к тому, что пора общаться в мессенджерах? Я верю, что настанет время, когда общепринято люди будут звонить только ради возможности услышать голос близкого человека. Если голос не важен, телефон — не вариант. Это слишком интимное.
Я предпочитаю голосовым вызовам переписку, потому что:
Расскажите в комментариях, а в каком виде вы предпочитаете дистанционно общаться — голосовом или текстовом? Трудно ли вам даются телефонные звонки либо наоборот поговорить вам проще, чем написать (кстати, со смартфонов и планшетов можно надиктовывать текст – ошибки придется править руками, но в целом он неплохо распознает речь)? Считаете ли вы, что в наше время звонить человеку, который активно присутствует в соцсетях, неприлично? Очень интересно ваше мнение и интересно, согласен ли кто-то со мной про мобильный кодекс.
Ваша Виктория Кобзева
1. Не всегда могу ответить на звонок. Появилась свободная минута - написал. В крайнем случае - перезвонил;
2. Не очень хочется слышать из трубки что-то типа: "Эээм", "Аааа", "Воооот", "Хрю", "Му" и т.д. Плюс ко всему у всех разные телефоны - у кого-то новые, у кого-то старые. Соответственно, у всех разная степень изношенности. Самая гремучая смесь, когда у звонящего севший микрофон, а у того, кому он позвонил - севший динамик;
3. Принципиально не отвечаю на неизвестные мне номера. Не хочется лишний раз слушать предложения взять кредитную карту или сменить тариф на Интернете, или подключить кабельное, которое я не смотрю уже 9 лет. Редкие исключения - местные стационарные номера или номера, чей код я знаю. Московские 495, 499, например. Ещё отвечаю, если знаю, что сегодня мне позвонят. Курьеры, например. А из-за того, что давным-давно перестал пользоваться домашним телефоном, я перестал за него платить и, соответственно, его отключили. Ну и ладно, кому-то мой номер сейчас нужнее;
4. Сложно иной раз говорить по телефону и делать что-то ещё. А иногда даже невозможно;
5. Современные телефоны весьма капризно ведут себя на морозе. Поэтому я телефон из кармана не достаю зимой. Исключение - отвечаю на звонки, когда наушники в ушах. Но есть риск ответить на незнакомый номер. Приходится на некоторых людей ставить определённые мелодии;
6. На сообщения можно в принципе не отвечать и пользоваться чёрным списком, чтобы отправлять туда особо непонятливых. С другой стороны, звонящих тоже можно отправить в чёрный список;
7. К сообщениям можно прикреплять контент: музыку, видео, фото, ссылки и т.д., чего не сделать при общении по телефону;
8. Можно хранить историю переписки, хотя всё больше мессенджеров позволяют всё стирать сразу с обоих телефонов.
Примеры:
- Во ВК не так давно появилась возможность редактировать сообщения. Т.е., человек написал кому-то гадость, тот сделал скрин, а первый в это время уже всё исправил. И как потом доказать, что там было написано изначально? С помощью надписи (ред.), при наведении на которую видно, что сообщение "изменено сегодня в...";
- У Telegram есть так называемые "секретные чаты", где сообщения стираются автоматически сразу после и их отправки/прочтения;
- В WhatsUp не так давно появилась функция то ли стирать отправленное сообщение, то ли редактировать его в течение, кажется, 8 минут с момента отправки. И затрагивает эта функция сразу два телефона;
- В том же Skype функция отмены отправки и редактирования сообщений есть уже очень давно;
9. Экономлю. Звонки не такие уж дешёвые. Бесплатные минуты тоже могут кончиться и распространяются они отнюдь не на всё. А если ещё и Оператор втихаря что-то намудрит и Вы окажетесь в минусе, то тушите свет. А если человек в другом городе? А если он в другой стране? Написать сообщение будет явно дешевле, если вообще не бесплатно;
Подводя итоги, могу сказать, что телефонная беседа рано или поздно уйдёт в прошлое. Я уже не помню, когда последний раз звонил людям, которые есть у меня в мессенджере или с соц.сетях.
А вот что не уйдёт в прошлое пока, так это беседы (конференции) на несколько человек. Не хватит денег, чтобы оплатить такого рода чат. И нервов писать тоже не хватит. SkypeCast закрыли 01.09.08г. А жаль, там было много веселья, не говоря уже о том, что завести себе иностранных знакомых не составляло труда.
Для своих личных целей я использую такие программы, как TeamSpeak, RaidCall и Discord. Но интересы эти связаны с увлечением сетевыми играми. Вот эти программы как раз и позволяют устраивать голосовые конференции на 5-10-50-100 человек. Точное количество не скажу, т.к. не проверял. Примерно так.
С другой стороны, неоднократно бывали случаи, когда люди, обладающие необузданной настойчивостью и жаждущие созвониться, разряжали мне телефон. Например, едешь себе в переполненном автобусе, одной рукой держась за поручень, а другой держишь сумку, в которой лежит телефон. И он звонит. Но взять трубку возможности нет, и ехать тебе далеко... А он звонит. В итоге телефон разряжен, и ты сам теперь уже никому позвонить не можешь.
Считаю оптимальным вариантом учитывать предпочтения собеседника (а не только свои) и предварительно договариваться о порядке общения. Посредством переписки о
звонке можно договориться заранее (хотя бы за несколько минут), и тогда вы будете уверены, что ваш собеседник расположен к разговору и не находится за рулём/во сне/в туалете/в пациенте/в процессе/в печали/в неадеквате/другое (нужное подчеркнуть). (При условии наличия равнозначных возможностей у обеих сторон и отсутствия жизненно важного вопроса, требующего сиюминутного решения). Благо, среди моих контактов есть самые любимые, которые именно так и поступают, за что я им очень благодарна!
Любите друг друга и уважайте, добра вам)
Другой вопрос, где что использовать. Были времена, когда телефон еще не изобрели или он был не у всех, и было совершенно нормально просто забежать в гости. А сейчас это вторжение, никто уже так не делает. То же самое происходит с телефоном, многие не отвечают на незнакомые номера, создают черные списки.
Но это касается личных телефонов. И мне кажется, это связано прежде всего с тем, что телефоны перестали быть стационарными. Помните идеи из фантастических фильмов, что телефон будет вытеснен видеофоном? Сейчас есть видеосвязь, но кто ей пользуется?
А если человек в определенные часы специально сидит у телефона, готовый к такому общению, то тут любые звонки уместны. То есть, телефонное общение с организациями будет существовать еще долго, ведь это быстро и удобно звонящему (клиенту). А вот при звонке на личный номер должно учитываться удобство обеих сторон. Ведь и в гости люди продолжают ходить, но тогда когда удобно хозяину.