Центр международных программ
Авторизация - ВХОД
Похоронно - поминальная обрядность нганасан

Похоронно - поминальная обрядность нганасан отличалась большой сложностью и разработанностью. Она зависела от пола и возраста, семейного и общественно положения умершего, часто - от времени года, места смерти, от того, кочевали в это время или жили оседло. Преобладали наземные и воздушные способы захоронения

Энецко - нганасанская мифология рисует загробный мир подобным реальному. Тело Матери - земли и Матери подземного льда соединяет дорога. Из этого мира человек проходит прямо через хребет, небольшую лайду, огромный заструг, снова равнину, заливаемую водой, три реки и попадает на озеро, где стоят чумы и живут его родственники, переселившиеся в загробный мир раннее. Причина смерти - это обязательно деятельность злых духов.

Одежда нганасан тесно связана с жизнью человека, что видно из их похоронных обрядов. Еще при жизни каждый нганасан запасается смертной одеждой, сшитой из лучшего материала и особенным образом украшенной. Впервые ее шьют, когда ребенку исполняется семь лет, а затем ее три раза перешивают по мере роста человека. Изготовляется также специальная оленья упряжь, приготовляется все необходимое для загробной жизни вплоть до посуды.

Когда человек умрет, то его долго расталкивают, пытаются разбудить, чтобы удостоверяться в его смерти. Если умирает женщина, то кто-нибудь из ее родственников поворачивает ее санки, нагруженные одеждой, передком с сторону севера. Затем покойника одевают в зимнюю (поскольку в зимнем мире очень холодно) одежду (при этом на руках и спине малицы, на рукавицах над мизинцами и на обуви над большим пальцем, на подошвах делают отверстия), моют ему лицо, глаза зарывают красным сукном. Два дня покойник лежит в чуме, затем его зашивают в полосу от нюка, при чем сгибают ему колени, правую руку кладут на голову, левая остается не согнутой. Затем выносят покойника головой в сторону запада. Пред тем как поезду тронуться, каждый из присутствующих близких и родственников кладет в нарту с покойником «смертные украшения» - подарки. В могилу покойника укладывают на предварительно постланную в ней постель, на правый бок, головою на запад, покрывают его сверху одеялом. Над могилой делают настил из жердей, закрывают его полосой нюка, засыпают землей и ставят на ней ту нарту, на которой привезли покойника. Затем следует ритуальное убиение оленей. После ритуальной трапезы посуду, употреблявшуюся при этом, продырявливают и кладут на нарту покойника. Потом каждый произносит прощальные слова.

После этого, все, не оглядываясь, уезжают в сторону, противоположную от их дома. Это делается, для того чтобы запутать следы, скрыть их от умершего. В течение нескольких часов они ездят по тундре в разных направлениях и после этого возвращаются к своим чумам.

 
Copyright © КрасГМУ - Кафедра латинского и иностранных языков г. Красноярск
Разработчики: Россиев Д.А., Россиев Д.Д., Булатова К.А., Гаврилюк О.А., Зотин А.Г., Ковалева В.Н. - 2010. Данный сайт работает на портале 'VMEDE.RU'