Центр международных программ
Три понимания цифровой трансформации
Файл не найден

Термин «цифровая трансформация» сейчас всюду – тема модная, по сути, в стране объявлена целая кампания. И она конечно коснется всех нас. Но, по моим наблюдениям, мало кто понимает, что же конкретно, на практике, означает эта самая трансформация.

За последние дни я в очередной раз освежил анализ того, что сейчас пишут про цифровую трансформацию организаций (особенно вузов) и как ее понимают. Мне показалось, что описываемые в разных источниках подходы, мысли, примеры «цифровой трансформации» можно сгруппировать в три весьма различных подхода.

  1. Подход в организациях, находящихся в технологически развитых странах.

Цифровая трансформация у них в основном завершена. Собственно, какой-то отдельной кампании там и не было – было и продолжается эволюционное развитие на основе процессного управления, внедренного еще 40-50 лет назад. С появлением массовых информационных технологий в организациях внедрялась автоматизация бизнес-процессов, развивалась аналитика накапливаемых данных.

В последние два десятилетия на эту основу «накладывались» системы нейросетевого анализа больших данных, накапливались стандартные алгоритмы оптимизации бизнес-процессов, развивались BPMS (системы управления процессами). Это, кстати, и позволило сделать беспрецедентный скачок в развитии роботизированных производств (всяких гигафабрик, работающих без людей), создавать беспилотные автомобили и дроны, строить маркетинги и системы принятия решений, основанные на BigData, внедрять системы управления данными и проектами на BlockChain и т.д. и т.п. Главная задача – повышать эффективность и удовлетворять потребности клиентов и сотрудников.

Хочу отметить, что в зарубежных организациях очень развито сотрудничество и взаимообмен идеями, опытом внедрения, алгоритмами, что делает развитие всех участников обмена очень быстрым. Есть большое количество ассоциаций, клубов, сообществ по широкому спектру тем.

  1. Подход в бизнес-организациях на постсоветском пространстве.

Важное отличие организационной культуры на постсоветском пространстве – отсутствие (за редчайшими исключениями) процессного управления. В некоторых случаях оно функциональное, а в основном - вообще ручное. Про процессное управление почти никто просто не знает, отсюда и видение «цифровой трансформации» базируется на очевидных и сиюминутных, краткосрочных потребностях бизнеса: это прежде всего облачные CRM (управление данными о клиентах), накопление и анализ маркетинговых данных (особенно визуальный), оптимизация затрат на администраторов и консультантов путем замены их чат-ботами (очень модно, хотя эффект сомнительный!).

Еще одно направление – проникновение в соцсети: ведение страничек в Instagram, реклама в TikTok (последний писк!) и всякие фокусы с QR-кодами, мобильными приложениями (где надо и где не надо), цифровыми заказами и доставкой. Мне кажется, в большинстве случаев все эти ухищрения почти не приводят к повышению качества работы, а просто являются новым способом рекламы, иногда еще и вызывая запутывание и раздражение потребителей. А про долгосрочное развитие думать не получается – по весьма понятным причинам.

  1. Подход в госструктурах (акцент делаю на вузах) на постсоветском пространстве.

Подавляющее большинство публикаций на тему цифровой трансформации вузов представляют ее как достаточно стандартный набор технологий. И они поименованы броскими новомодными терминами, за которыми на самом деле - всем известные, простые или очевидные, а иногда вообще маловажные вещи. Эти термины кочуют из статьи в статью. Вот основной глоссарий с краткой расшифровкой:

«Цифровая экосистема университета» - по сути означает, что вы можете прочитать одну и ту же информацию на сайте, на экране в холле и на мобильном телефоне.

«Цифровой кампус» - информационная система университета, в которую могут заходить студенты.

«Единое информационное пространство» - все пользуются одним набором программ.

«Индивидуальная образовательная траектория» - сама по себе вообще никакого отношения к цифровизации не имеет. Студент изучает выбранный им набор дисциплин. Применяется давно во всех классических университетах мира.

«Цифровой след обучающегося» - накопление оценок и записей портфолио студентов в базе данных.

«Цифровой двойник обучающегося» - то же самое + личная страничка студента со всеми данными + какая-то аналитика.

«Онлайн-образование» - чтение лекций в Zoom, Youtube, использование Moodle.

«Образовательный чат» - переписка преподавателя со студентами в мессенджере.

«Виртуальные лаборатории» - покупка и установка в компьютерный класс какой-нибудь программы для занятий – например, по биохимии или физиологии.

«Искусственный интеллект в образовании» - предполагается, что нейросеть должна предлагать студенту ту самую «индивидуальную образовательную траекторию», анализируя его «цифровой след». Правда, конкретных примеров, алгоритмов или хотя бы рассуждений, как именно она будет это делать, я не нашел. Поищу еще.

«Цифровая библиотека» - ЭБС с доступом через интернет.

«Цифровой сервис» - то, что у нас принято называть модулем сайта.

«Доступ 24/7/365» - круглосуточный доступ к сайту (можно подумать, что все остальные сайты отключаются на ночь и на выходные).

«Университетская точка кипения» (термин-шедевр) – комната, где можно собраться и что-то обсудить (видимо с возможностью вскипятить чай).

Кроме этого, часто упоминаются: «электронный деканат», «электронное расписание», «электронный кабинет», онлайн-подача документов в приемную комиссию.

Наконец, судя по названию, апофеоз технологического прорыва - «Суперсервис». Это подача документов в приемную комиссию через систему электронных госуслуг.

Если же акцент на университетах не делать, увы, видение цифровой трансформации многими людьми можно описать так: цифровые «понты» + цифровой контроль.

Цифровые «понты» - это компьютерные, информационные технологии, которые «красиво» выглядят (лучше с позолотой) и которыми можно утереть нос другим (особенно если ввернуть модный термин и побольше пафоса). И это проблема прежде всего своеобразного менталитета, акцента на форме, а не содержании. Вот пара наших местных примеров.

Спустя лет так 7-8 после появления на нашем сайте электронных ведомостей с оценками и зачетами некоторые сотрудники спрашивали меня:

- Дмитрий Анатольевич, а когда у нас наконец будут внедрены электронные зачетки?

Насторожившись, я уточнил, что понимается под электронной зачеткой, на что мне ответили:

- Ну, это же такая карта, вроде банковской, на которой хранятся оценки!

А вплоть до недавнего времени мне часто задавали вопросы, когда уже у нас появится электронный кабинет студента. Вопросы прекратились, когда ссылку, ведущую на раздел личной страницы с успеваемостью и другой учебной информацией, я просто переименовал в «Электронный кабинет студента»…

Что же касается цифрового контроля, идея установить всюду видеокамеры и проходы по электронным пропускам кажется в наше неспокойное время совсем неплохой!

В заключение пока что два простых вывода на тернистом пути цифровой трансформации:

  1. Нам всем (да! И мне тоже!) надо учиться, учиться и учиться. Прежде всего – современным моделям управления и организации труда (вот тут можете посмотреть мою вводную лекцию про процессное управление). Далее – глубокому пониманию того, что такое данные. Какие они бывают. Откуда берутся. Как используются. Как данные соотносятся с бизнес-процессами. Подчеркиваю, эти знания будут нужны всем, не только руководителям и специалистам!
  2. Но самое главное, самое важное – начинать вузам нужно прежде всего с трансформации культуры организации. Создать атмосферу уважения к выражению мнений, искоренить лагерный жаргон, сделать помещения для этих самых «точек кипения» - обсуждений, дискуссий, внутрикорпоративного обучения, совместного проектирования. И много еще чего. Тогда и начнет появляться (постепенно) инициатива, будет расти вовлеченность сотрудников и студентов в развитие организации. И хотя это отдельная тема – это безальтернативный фундамент дальнейшей цифровизации!

Если и в этот раз я увижу поддержку и заинтересованность в этой теме у коллег или студентов - продолжу!

Комментарии
 
Дмитрий Анатольевич, надо продолжить...
 
Для интересующихся, с подходом сбербанка, который переноситься на государственный уровень, можно ознакомиться на бесплатном курсе ССЫЛКА
 
Дмитрий Анатольевич, самый массовый представитель культуры организации - студент. Свою культуру организации студент приносит из средней школы. Один из ее постулатов гласит: "Выдали домашнюю работу? Найди в интернете готовое домашнее задание и спиши". Иными словами, психология мелкого воришки - зачем что-то делать самому, когда легче украсть? Она же психология лжеца и обманщика. "Получи обманом не заслуженную пятерку и гордись, что обманул лоха-препода!" Так что надо начинать с разъяснений и зазубривания правил этики и морали.
 
Олег Сергеевич, совершенно согласен!
 
Дмитрий Анатольевич, спасибо за информацию! Заинтересовался и постепенно буду копать глубже.
 
Цифровая трансформация предполагает полное переосмысление и перестроение процессов в университете, подразумевающее использование новых прорывных технологий. И да, железа понадобится намного больше, и победить дефицит сотрудников с цифровыми навыками и умением работы с передовыми технологиями - потребуется "цифровое ГТО")).
 
Ольга Викторовна, точно!
 
Наверное много в тексте Дмитрия Анатольевича созвучно словам Ицхака Адизеса, сказанных на Сочинском форуме в 2012 г. ССЫЛКА
 
Алексей Юрьевич, это знаменитое выступление! Очень точные слова про нашу организационную культуру, сказанные еще в 2012 г.! И что, кто-то сделал выводы?
 
Вот сижу, читаю, изучаю, а сам думаю про электронный документооборот как один из видов цифровой трансформации, который избавит от необходимости пачкать бумагу, править по несколько раз пунктуационные ошибки и бегать от корпуса к корпусу из кабинета в кабинет за автографами.
Идеальный вариант: составить документ, зарегистрировать, отправить в электронном виде по инстанциям и в режиме online отслеживать. А уже после сбора всех электронных факсимиле, документ при необходимости можно печатать.
И пока всего этого великолепия нет, все изменения в иерархии подписи лишь тормозят процесс. Документ надо подписать "вчера", но пока он пройдёт все круги бюрократического Ада, может уйти неделя, если не больше. И это при том, что этот документ нужно самому носить из кабинета в кабинет...
 
Дмитрий Анатольевич, мне кажется - Да! Просто всё осталось в рамках культуры, описанной профессором. И теперь не только смотрят наклонив голову.
Учиться нужно, и во-преки упрощённому пониманию цифровизации, надо сначала научиться учиться. И это проблема средней школы. Когда моей дочери ставится на английском в школе 3, за то, что она знает больше слов, чем ей положено в 5 классе, понимаешь, что вместо самостоятельного написания работ лучше скачать то, что уже апробировано. В результате интернет становится продолжением нейронной сети мозга, когда запоминается не информация, а то, где эту информацию можно найти, что приводит к устранению ненужной функции "оперативной и долговременной памяти", что приводит к "Цифровой деменции". Вторая большая проблема "цифровой поток" и "цифровое отвлечение", обусловленные огромным количеством информации, которая всегда рядом,приводят к тому, что невозможность разобраться в этом потоке приводит к формированию "цифровых авторитетов", чье мнение замещает собственное. А это и приводит к обилию тех нелепых терминов, которые Вы перечислили в этом сообщении. Термин нелепый, но раз он принадлежит к "авторитету", то этот термин надо легитимизировать.
 
Алексей Юрьевич, сами термины не то чтобы плохие, я совсем не против их использования. Проблему я вижу в другом:
1) в том, что ясной, толковой стратегии "цифровой трансформации" НИ У КОГО НЕТ! И именно поэтому и изобретаются термины, чтобы создать ВИДИМОСТЬ, что предлагается что-то новое!
2) а обычные люди начинают эти термины бездумно повторять и обсуждать, не видя за ними конкретных действий, технологий.
Это отнимает время, энергию от того, что действительно нужно делать, но не выглядит "красиво" и модно! ))
 
Тема сейчас на пике! МГУ, Вышка, Уральский федеральный университет уже несколько лет серьезно занимаются этой темой. В МГУ создан Научно-образовательный центр компетенций в области цифровой экономики, в ВШЭ действует магистерская программа в области цифровой трансформации процессов образования, даже Сеченовский университет внедрил ряд цифровых решений в фундаментальных исследованиях. Поэтому , безусловно, Дмитрий Анатольевич, продолжать!)
 
Дмитрий Анатольевич, отвечая на 1 пункт о том, "что ясной, толковой стратегии "цифровой трансформации" НИ У КОГО НЕТ!", не могу не напомнить Принцип Питера: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности». " для сотрудника, достигшего уровня некомпетентности, характерен специфический набор особенностей поведения, названный «Синдромом конечной остановки»: для создания видимости компетентности для окружающих и поддержания позитивной самооценки для самого себя сотрудник подменяет результативную работу какой-либо другой деятельностью, которая заметна, занимает рабочее время и требует определённых усилий, но не приносит реальных полезных результатов. Часто синдром конечной остановки проявляется в формализации работы, изобретении бюрократических правил и требовании от подчинённых точнейшего их соблюдения даже вопреки объективной целесообразности" - это как ответ на 2 пункт. Всё это приводит "Вследствие действия принципа Питера крупные иерархические системы имеют склонность к деградации. Чем большее количество сотрудников проявляет некомпетентность, тем более понижаются общие стандарты компетентности в системе и тем менее успешной становится работа системы в целом. Особенно плохо отражается на иерархии массовая «ударная возгонка» сотрудников, так как она приводит к ускорению продвижения сотрудников к состоянию некомпетентности". А дальше только совет великого М.Жванецкого о Консерватории.
 
Так и надо как-то начать. Хотя бы с журналов успеваемости и экзаменац. ведомостей - не распечатывать в двух экземплярах, подписывать, раскладывать в папки, относить куда-то там на подпись.... Опять же на это нужна директива)
 
Татьяна Гаврииловна, а ещё на носу небезызвестный отчёт на много страниц. Но мы в данном случае все равно говорим о лоскутной информатизации, то есть локальном решении одной проблемы. Если подойти системно, то встаёт вопрос: для чего/для кого запущен цикл периодического оформления именно этого документа и именно в таком порядке? Что делать с системой (какой именно?) или какими-то ее частями, чтобы эта необходимость отпала?
 
Руслан Райнгольдович, если менять части системы, изменится вся система. Менять части системы можно по-разному: можно упростить, а можно усложнить при неизменном конечном результате. Есть документы, которые уже давно потеряли всякий смысл, даже для растопки печки)
 
Татьяна Гаврииловна, совершенно верно. В некоторых случаях систему имеет смысл усложнять. Главное - чтобы при этом лучше выполнялась именно первостепенная функция системы, та полезная функция, ради которой система была создана и имеет ценность для тех, кто ей пользуется.
В нашем случае задача понять, откуда "растут ноги" у вала бумаг (некоторым из которых действительно место только в печке), причем с дублированием информации; что конкретно и чьими усилиями можно сделать, чтобы с минимумом затрат избавиться от этой "побочки" - ведь совершенно очевидно, что она имеет мало отношения к главной функции университета, создающей ценность для его "пользователей" (обучающихся) - кстати, отсылка к осенней дискуссии про миссию.
 
Руслан Райнгольдович, ноги растут значительно ниже головы) Если в конкретном случае нужны ноги, тогда то что между головой и ногами-оптимизировать)
 
Простой вопрос: для чего три журнала успеваемости, один бумажный а4, два электронных? И рейтинг считаем в рукопашную?
 
Татьяна Гаврииловна, если зачем-то два электронных журнала, вопрос, где и почему они дублируются. Может быть, возможно как-то связать между собой эти части информационной системы. Бумажный журнал - чем обусловлено его существование в таком виде? Законодательство (тогда какие шансы как-то повлиять/обойти)? Чьи-то требования (на чем тогда основываются?). Ну, а подсчет рейтинга - тоже понять, какого именно рейтинга, из чего складывается, куда идет. Для того и нужны пресловутые "точки кипения", чтобы обозначать проблемы, пытаться вникнуть в их суть и найти красивые решения.
 
Copyright © КрасГМУ - Кафедра латинского и иностранных языков г. Красноярск
Разработчики: Россиев Д.А., Россиев Д.Д., Изместьев В.В., Булатова К.А., Гаврилюк О.А., Зотин А.Г., Ковалева В.Н. - 2010. Данный сайт работает на портале 'VMEDE.RU'