Центр международных программ
Шевченко Анна Ивановна 
Шевченко Анна Ивановна 
11 декабря 1916 (107) Россия, г. Буденновск
Россия, Ставропольский край, Буденновский р-н, г. Буденновск
Дата призыва - дд.09.1939
Место службы - 317 сд; ЭГ 986 3 БелФ
Воинское звание - капитан мед. сл.
Медаль: «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне
Окончив Кисловодский медтехникум, в 1937 году поступила в Ленинградский медицинский институт. Но уже после первого курса была призвана в ряды Советской армии и отправлена фельдшером в 44 – й запасной артиллерийский полк Ленинградского фронта. Тогда уже началась Финская кампания, и молодой студентке свою первую практику пришлось проходить в реальной военной обстановке.

Через семь месяцев Анну демобилизовали, и она, наверстывая упущенное, продолжила учебу. Девушку уже перевели на третий курс, когда на всю страну прозвучало по радио страшное слово «война». В тот же день, 22 июня, ей вручили повестку. Попала А.Шевченко в 124- й медико- санитарный батальон 317-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в городе Стрельны.

- Три месяца и восемь дней наши войска держали оборону, - тихо продолжила Анна Ивановна свой рассказ.

Ей они показались бесконечными: ведь в операционной стоять приходилось по 18 часов в сутки, работать под обстрелами. Раненых было бесконечное множество, и у наркотизатора (Анна Ивановна работала в этом качестве), как и у хирурга, времени не было ни на еду, ни на сон…

Потом вдруг поступил приказ демобилизовать на учебу. Анна возвратилась в Ленинград в октябре. Началась блокада. Днем ходила га занятия, а ночью работала санитаркой в больнице.
- Какой холод был!- поежившись, вспоминает она,- Умерших складывали прямо во дворе.

Так прошло три страшных месяца в ее жизни, затем объявили, что налажена переправа через Ладожское озеро, и студентов отправят в эвакуацию. «Еще бы немного – и я умерла бы, »- говорит Анна Ивановна.

Поезд к месту переправы отправили с Балтийского вокзала. Так вместе со всеми она оказалась на другом берегу, где блокадников ждали сначала горячий обед, а потом товарные вагоны. В них они за 24 дня (дороги были заняты военными эшелонами) добрались до Кисловодска. Замученные, отощавшие студенты три месяца жили в госпитале - здесь им каждый день выдавали по 600 граммов хлеба вместо 100 блокадных…

Но враг подступал к Минеральным водам, и снова нужно было эвакуироваться. Уходили пешком: Ессентуки- Белый уголь- Нальчик…По военной грузинской дороге добрались до Тбилиси, там получили эваколисты в Красноярск. Затем были Баку, Красноводск, а оттуда уже товарными вагонами отправились до места назначения. Степи, степи, бесконечные степи… В Ашхабаде люди спешили к поезду с фруктами, раздавали пассажирам сахар. В Красноярск прибыли только 3 октября 1924 года., через два дня в одном из городских зданий студенты приступили к учебе. Для них наладили двухразовое питание, расселив по семьям. Выплачивали и стипендию- 130 рублей в месяц, но литр молока стоил 90 рублей, а пуд (16кг) картофеля – 800!.

В июне 1943 года Анна Ивановна закончила институт и ее распределили на Березовский врачебный участок Красноярского края, но заведующей поликлиникой проработала всего три месяца и снова получила повестку на фронт. В это время формировался эвакогоспиталь 3-го Белорусского фронта, туда Анна Ивановна была направлена в должности заведующей хирургическим отделением. Нужно ли говорить о том, что ей пришлось пережить? Сколько раненых было под Смоленском, после битвы на Курской дуге?!

На станции Леозной госпиталь расположился на несколько сот метров.

- Окапывали его сами, обустраивали в палатках приемную, сортировочную, аптеку, хирургию…Спали в ямах.В КОТОРЫЕ ВМЕСТО МАТРАЦА КЛАЛИ МЕШОК, НАБИТЫЙ ТРАВОЙ. Со временем привыкли к бессонным ночам, и к той невероятного для нормального человека нагрузке. Труднозаживаемые раны «штопали» так, что через три недели боец был готов к строевой,- продолжала моя собеседница.

Собственно говоря, я только слушала. Говорила она, все больше погружаясь в свои собственные воспоминания: «Не успели мы как-то развернуть свой госпиталь в школе, налетели немецкие самолеты. Во время бомбардировки тряслась не только земля, но и кровь в наших жилах…Один из офицеров, схватив мертвого ребенка, в панике бегал по госпиталю в поисках врача, в тот момент не понимал, что помочь уже ничем нельзя…»

Эти ужасы войны Анне Ивановне все же удалось пережить. В июле 1945 года начальник госпиталя вручил ей орден красной Звезды, а в феврале 1946-го госпиталь расформировали.

Через какое-то время она вернулась на родину в Буденновск, где жила мать. С 1963 года до самой пенсии А.И.Шевченко проработала в Левокумской райбольнице, оставаясь все эти годы одним из самых лучших и добросовестных специалистов. Война ведь всему ее научила и заодно прочертила невидимую грань между прошлым и настоящим. И там в суровых условиях ей было легче, все предельно ясно- в ней нуждались, ее ценили и уважали. Она знала, что должна спасать людей и спасала. А в мирной жизни совсем растерялась:мужчина, с которым готова была создать семью, обманул надежды; приемная дочь, для которой хотела стать заботливой матерью, разбила сердце…Одним словом не заладилось. Будто кто с пути сбил. «Трудная у меня получилась жизнь»- СУХО ЗАКЛЮЧИЛА Анна Ивановна. И добавила: »Ах, если бы не война…»

Высшее образование
1937 - 1941,   31.05.01 - Лечебное дело, Очное
Отчислена/переведена
 
Copyright © КрасГМУ - Кафедра латинского и иностранных языков г. Красноярск
Разработчики: Россиев Д.А., Россиев Д.Д., Изместьев В.В., Булатова К.А., Гаврилюк О.А., Зотин А.Г., Ковалева В.Н. - 2010. Данный сайт работает на портале 'VMEDE.RU'